Севастопольский вальс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Севастопольский вальс » Военная история » Асы Российской империи ( Первая Мировая и Гражданская войны )


Асы Российской империи ( Первая Мировая и Гражданская войны )

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

В России, в период Первой Мировой войны, считался асом лётчик, сбивший не менее 5 вражеских самолётов. При этом, официальная статистика преуменьшала число побед русских лётчиков. Уничтоженными считались только самолёты, сбитые над своей территорией. Вражеские самолёты, упавшие за линией фронта, официально не засчитывались.

Русские асы имели меньше побед, чем французские или немецкие лётчики, так как они воевали в худших условиях, на худших самолётах, с более слабым вооружением. Несмотря на все это, русские лётчики своей смелостью и отвагой сумели внушить противнику страх перед русским воздушным флотом. На 150 лётчиков - истребителей в России было 26 асов, уничтоживших в общей сложности 188 самолётов противника.

У каждого аса были свои отработанные приёмы борьбы - свой "почерк". Всякий поединок носил индивидуальные черты противников, но в то же время основные приёмы борьбы были выработаны твёрдо. Русские асы довольно смело шли в лобовые атаки, от которых противник обычно уклонялся, и с расстояния 15 - 20 метров расстреливали вражеский самолёт.

В ходе Первой Мировой войны русские истребители уничтожили на Восточном фронте свыше 2000 вражеских самолётов и около 3000 лётчиков.Здесь приведена таблица наиболее известных Российских пилотов Первой Мировой и Гражданской войны. При этом в графе "Количество побед" указано общее число одержанных лётчиком воздушных побед ( включая уничтоженные аэростаты ), а в скобках - число официально подтверждённых побед.
В годы Гражданской войны и военной интервенции Красный Воздушный Флот добился довольно больших успехов. По официальным данным, приведённым в сборнике "Воздушная мощь Родины", Красными военлётами было произведено 21421 самолёто - вылет, проведено 144 воздушных боя, в которых сбит 21 самолёт противника. За проявленное при этом мужество и героизм 216 авиаторов были удостоины высшей награды того времени - ордена Боевого Красного Знамени, 19 человек получили эту награду дважды, а И. У. Павлов, П. Х. Межерауп, С. А. Монастырев, Я. Н. Моисеев и Б. М. Ухин - трижды.

В боях с белополяками Красные военлёты произвели свыше 2100 самолёто - вылетов, сбросили более 6400 кг бомб, провели 35 воздушных боев и сбили 10 самолётов противника. Особо отличились лётчики Р. В. Левитов, И. У. Павлов и Г. С. Сапожников.
источник

0

2

Как воевали немецкие летчики, будучи нашими противниками? Для начала скажем, воевали они хорошо. Однако в разные годы войны эта оценка меняла свое содержание.
Одно дело — 1941 год. Полное количественное и качественное превосходство и в технике, и в летной и тактической подготовке летчиков.
Совсем другое дело 1944—1945: картина обратная. Правда, их асы хорошо воевали и в 1945 году. Но победы доставались им дороже, и асов становилось все меньше.
Все это давно известно. А вот какие у них были личные счета побед — до последнего времени не знали даже наши асы, ставшие генералами и маршалами и имевшие доступ ко многим архивам.
Дважды Герои Советского Союза Скоморохов, Савицкий, Лавриненков, узнав о 357 самолетах, сбитых Эрихом Хартманом, были крайне удивлены и не находили этому объяснения.
В 1945 году наш 176-й гвардейский Проскуровский полк, поспевая за наступлением наземных войск, занимал очередной аэродром, когда там еще сутки назад были немцы. Еще столовая пахла тмином, а в помещениях летного состава находилась полетная документация, газеты и журналы.
И вот в апрельском номере газеты «Люфтваффе» я нашел маленькую заметку с фотографией, где говорилось, что майор Хартман сбил 303 самолета противника.
Я был удивлен, что такое событие отмечено столь скромно. У наших асов — Кожедуба и Покрышкина — было 62 и 59 сбитых самолетов. У англичан и американцев еще меньше.
Я стал делиться недоумением, но замполит посоветовал мне не поднимать этот вопрос. С 1945 года, несмотря на предупреждения замполита, я искал ответ на свое недоумение и собирал весь возможный материал.
Итак, по официальным данным, у Эриха Хартмана было 352 сбитых самолета. Эта цифра вошла в книгу рекордов Гиннеса. За Хартманом следует Герхард Баркхорн — 301 и Гюнтер Ралл — 275 сбитых самолетов. Отто Китель - 267, Вальтер Новотны - 258, Вильгельм Бац - 242. Шесть вышеперечисленных пилотов уничтожили 1695 самолетов противника. Для сравнения: один из наиболее результативных истребительных корпусов советских ВВС под командованием Героя Советского Союза К.Савицкого уничтожил 1653 самолета. На Восточном фронте не проходили такие номера, какой выкинул немецкий ас Эрих Рудорфер в 1943 году, когда в течение 17-минутного воздушного боя он сбил 13 английских "Спитфайеров".Как я уже сказал, в апреле 1945 года в немецкой газете была цифра 303. Но 303 или 352 — неважно.
Биография и боевой путь Эриха Хартмана написаны американскими авторами Толивером и Констеблем в книгах «Белокурый рыцарь Германии», «Хроника побед Эриха Хартмана», «Немецкие летчики-истребители, асы 1939—1945 годов». С несколько измененными названиями эти книги неоднократно издавались в Германии.
Но есть немецкие сведения о методах подсчета воздушных побед во второй мировой войне. Для регистрации победы в Люфтваффе требовались следующие документы:
Доклад летчика о времени и месте боя.
Подтверждение участника боя.
Рекомендация командира эскадрильи.
Подтверждение наземных свидетелей, видевших бой или останки сбитого самолета.
Пленка кинофотопулемета, подтверждающая попадание в самолет.
Первые три свидетельства исходят от так или иначе заинтересованных лиц и не могут доказать сбитие. Пленка кинофотопулемета также не может доказать сбитие. Она фиксирует выстрел в направлении противника. Если даже снаряды попали в цель, то результаты попадания будут видны не мгновенно; обычно они появляются после того, как атакующий прекратил стрельбу и отвернул от цели.
Во второй мировой войне сбито тысячи самолетов, а кадров, фиксирующих значительное разрушение цели, имеется не более десятка. Во всех кинохрониках приводятся одни и те же кадры.
"Русские - отличные истребители, но они не подготовлены вести бой слаженно, эскадрильями..." - эти слова принадлежат майору Гюнтеру Раллю, одержавшему 275 побед. Из его слов видно, что сами немецкие асы видели причину своих феноменальных успехов не в слабой летной, а в слабой тактической подготовке советских летчиков и, следовательно, в превосходстве своих тактических приемов. Слабость тактики в начальный период войны признавал и прославленный советский ас и стратег воздушного боя Александр Иванович Покрышкин. Он отмечал, что наставления по воздушному бою были в корне неверны, связывали летчиков по рукам и ногам и, ка следствие, приводили к большим потерям. Основываясь на собственном боевом опыте, Покрышкин разработал ряд новых тактических приемов, которые принесли успех не только ему самому, но и мноигм советским асам - ученикам Александра Ивановича: Гулаеву, Речкалову, Глинке. К концу 1943 года тактические приемы Покрышкина были внедрены во многих истребительных частях советских ВВС.
Эрих Хартман начал летать на планерах в возрасте 10 лет. В 16 уже был инструктором планеризма. Затем летная школа и учебная эскадрилья. Осенью 1942 года двадцатилетний Хартман прибыл на Восточный фронт. Начало боевого пути было не вполне удачным.
Первый же бой кончился вынужденной посадкой и ранением. Но опыт пришел быстро и ознаменовался многими победами. Он становится одним из результативных летчиков одной из самых результативных гешвадер (по количеству боевых единиц — аналог нашей дивизии).
Но победы даются нелегко: он восемь раз покидал свой «мессершмитт» с парашютом и еще несколько раз совершал вынужденные посадки. Это говорит об очень напряженной боевой работе.
Однако злоключения Хартмана не кончились войной. Оказавшись в советском плену, он был судим и приговорен к 20 годам исправительных лагерей, как сказано в деле № 463 Главной Военной прокуратуры, «за нанесение ущерба советской экономике, выразившейся в уничтожении 347 самолетов». Разумеется, жрецам фемиды Вышинского не пришло в голову проверять цифру 347. Они получили ее из показаний Хартмана. Он по наивности думал, что победившая сторона оценит его воинскую доблесть.
В 1949 году Хартман снова предстал пред судом. Его из лагеря военнопленных перевели в камеру-одиночку новочеркасской тюрьмы. Эта акция вызвала со стороны военнопленных активный протест, а Хартман и еще 15 офицеров предстали перед военным судом в Ростове-на-Дону. Кроме организации беспорядков, им инкриминировали разрушение советских населенных пунктов во время войны.
Есть свидетельства, что подсудимый держался достойно, ни в чем себя виновным не признал. Обвинение в уголовном преступлении считал для себя позором и просил его расстрелять. Еще он сказал, что если бы в немецком плену оказался Покрышкин, то к нему отнеслись бы как к герою.
После этого выяснилось, что Хартман и Покрышкин воевали в одних местах и даже встречались в воздухе. Немцы знали имена и радиопозывные наших асов и по радио предупреждали, что они в воздухе. В наших ВВС это не практиковалось и поименно сильнейших противников наши летчики не знали. Хартман очень высоко отозвался о Покрышкине и сказал, что дважды отклонился от боя с ним.
Разумеется, судить воина проигравшей страны за то, что он хорошо воевал, — произвол и нелепость. Второе позорное судилище прибавило к двадцати годам еще пять. Но в 1955 году в связи с изменением международной обстановки все немецкие военнопленные были отпущены на родину, в том числе и Хартман.
Конечно, нам, россиянам, стыдно за допущенную несправедливость и произвол к немецкому асу, но такая же несправедливость была проявлена ко многим советским воинам-победителям. Вспомним хотя бы о воинах, освобожденных из немецкого плена и сменивших немецкий лагерь на отечественный — советский, или судьбу Юрия Гарнаева.
Наверное, пора бывшим противникам поговорить друг с другом без ожесточения военного времени и без посредничества волонтеров холодной войны вроде Толивера и Констебля. О немецких асах есть что сказать помимо негативного отношения к цифре 357. Отрицая ее, все же следует признать, что Хартман — наиболее вероятный кандидат на звание самого результативного летчика-истребителя второй мировой войны. Он лидер среди асов Люфтваффе, а они, вероятно, могли иметь личные счета побед более высокие, чем счета асов союзников. Для этого были объективные причины.
Так, некоторой части летчиков Люфтваффе представлялась возможность действовать в привилегированных условиях. Они сами выбирали выгодное для себя время и место боя и имели право не вступать в бой, избегая излишнего риска.
А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания»
Константин Смирнов "Загадка успеха воздушных асов."

Отредактировано Listrigon (2010-10-02 00:20:16)

0

3

Список  Германских  асов
( имеющих  не  менее  15  побед в период 1914 - 1918 г.).

( в скобках указано число неподтверждённых побед )
фон Рихтгофен Манфред Фрайхерр  ( von Richthofen Manfred Freiherr ) 80 ( + 2 ) Погиб 21.04.1918 г.
Удет Эрнст  ( Udet Ernst )                                                                           62 ( + 1 ) Погиб 31.03.1941 г.
Лёвенхардт Эрих  ( Löwenhardt Erich )                                                             54 Погиб 10.08.1918 г.
Якобс Йозеф Карл Петер  ( Jacobs Josef Сarl Peter )                                   48 ( + 11 )
Фосс Вернер  ( Voss Werner )                                                                          48 Погиб 23.09.1917 г.
Румей Фриц  ( Rumey Fritz )                                                                            45 Погиб 27.09.1918 г.
Бертольд Рудольф  ( Berthold Rudolf )                                                       44 ( + 2 ) Убит 15.03.1920 г.
Лёрцер Бруно   ( Loerzer Bruno )                                                                     44
Боймер Пауль  ( Bäumer Paul )                                                                        43 Погиб 15.07.1927 г.
Бюхнер Франц  ( Büchner Franz )                                                              40 ( + 1 ) Погиб 18.03.1920 г.
Бёльке Освальд  ( Boelcke Oswald )                                                               40 Погиб 28.10.1916 г.
фон Рихтгофен Лотар Фрайхерр  ( von Richthofen Lothar Freiherr )              40 Погиб 4.07.1922 г.
Гонтерманн Генрих  ( Gontermann Heinrich )                                                    39 ( + 1 ) Погиб 30.10.1917 г.
Менкхофф Карл  ( Menckhoff Karl )                                                                 39 25.07.1918 года был сбит и попал в плен.
Буклер Юлиус  ( Buckler Julius )                                                                36 ( + 2 ) Умер 23.05.1960 г.
фон Мюллер Макс Риттер  ( von Müller Max Ritter )                                36 ( + 2 ) Погиб 9.01.1918 г.
Болле Карл  ( Воllе Karl )                                                                               36 Умер 9.10.1955 г.
Дёрр Густав  ( Dörr Gustav )                                                                     35 ( + 4 ) Погиб 11.12.1928 г.
Кённекке Отто  ( Könnecke Otto )                                                              35 ( + 2 )
Вельтьенс Йозеф  ( Veltjens Josef )                                                            35 ( + 1 )
фон Шляйх Эдуард Риттер  ( von Schleich Eduard Ritter )                              35
Туи Эмиль  ( Thuy Emil )                                                                                 35 Погиб 11.06.1930 г.
Кролль Генрих Клаудис  ( Kroll Heinrich Claudius )                                     33 ( + 1 ) Умер 21.02.1930 г.
Бонгартц Генрих  ( Bongartz Heinrich )                                          33 ( + 1 ) Возможно - 33 ( + 9 )
Вольфф Курт  ( Wolff Kurt )                                                                             33 Погиб 15.09.1917 г.
Фроммхерц Герман  ( Frommherz Hermann )                                                     32
Остеркамп Теодор  ( Osterkamp Theodor )                                                       32 Ещё 6 во Второй Мировой
Биллик Пауль  ( Billik Paul )                                                              31 ( + 1 ) Погиб 08.03.1926 года в авиационной катастрофе.
Заксенберг Готтхард  ( Sachsenberg Gotthard )                                               31
Май Йозеф  ( Mai Josef )                                                                            30 ( + 15 )
Дегелов Карл  ( Degelow Karl )                                                                  30 ( + 4 )
Шефер Карл Эмиль  ( Schäfer Karl - Emil )                                         30 ( + 2 ) Погиб 5.06.1917 г.
Алльменрёдер Карл  ( Allmenröder Karl )                                                        30 Погиб 27.06.1917 г.
Неккель Ульрих  ( Neckel Ulrich )                                                                    30 Умер 11.05.1928 г.
Ауффарт Харальд  ( Auffarth Harald )                                                         29 ( + 2 )
фон Грайм Роберт Риттер  ( von Greim Robert Ritter )                            28 ( + 2 )
фон Бюлов - Боткамп Вальтер  ( von Bülow - Bothkamp Walter                28 ( + 1 ) Погиб 6.01.1918 г.
Лауманн Артур  ( Laumann Arthur )                                                             28 ( + 1 )
Блуме Вальтер  ( Blume Walter )                                                                 28
фон Pёт Фридрих Риттер  ( von Röth Friedrich Ritter )                                   28        Покончил с собой
в ночь на 1.01.1919 г.
фон Тутшек Адольф Риттер  ( von Tutschek Adolf Ritter )                      27 ( + 1 ) Погиб 15.03.1918 г.
Том Карл  ( Thom Karl )                                                                           27 ( + 1 )
Вустхофф Курт  ( Wusthoff Kurt )                                                              27 ( + 1 ) 17.06.1918 года был сбит и попал в плен.
Бернерт Фриц Отто  ( Bernert Fritz Otto )                                                  27 ( + 1 ) Умер 18.10.1918 г.
Фрунер Отто  ( Fruhner Otto )                                                                   27 ( + 1 )
Киршштайн Ганс  ( Kirschstein Hans )                                                        27            Погиб 16.07.1918 г.
фон Бёнигк Оскар Фрайхерр  ( von Boenigk Oskar Freiherr )                 26 ( + 2 )
фон Достлер Эдуард Риттер  ( von Dostler Eduard Ritter )                           26 ( + 1 ) Погиб 26.08.1917 г.
Hэтер Maкс  ( Näther Max )                                                                              26        Погиб 08.01.1919 г.
фон Хантельманн Георг  ( von Hantelmann Georg )                                        25 ( + 5 ) Погиб 05.09.1924 г.
фон Больё - Марконнэ Оливер  ( von Beaulieu - Marconnay Oliver )             25 ( + 3 ) Умер 26.10.1918 г.
Пюттер Фриц  ( Pütter Fritz )                                                                                25        Погиб 16.07.1918 г.
Майер Георг  ( Meyer Georg )                                                                         24 ( + 3 ) Погиб 15.09.1926 г.
Бёме Эрвин  ( Böhme Erwin )                                                                         24 ( + 1 ) Погиб 29.11.1917 г.
Беккер Герман  ( Becker Hermann )                                                                 23 ( + 1 )
Шлегель Карл Пауль  ( Schlegel Karl Paul )                                                   22 ( + 2 ) Погиб 27.10.1918 г.
Геринг Герман Вильгельм  ( Göring Hermann Wilhelm )                                 22 ( + 1 )    Покончил с собой    15.10.1946 г.
Кляйн Ганс  ( Klein Hans )                                                                             22 ( + 1 )
Пиппарт Ганс Мартин  ( Pippart Hans Martin )                                                            22 Погиб 11.08.1918 г.
Пройсс Вернер  ( Preuss Werner )                                                                            22 Погиб 06.03.1919 г.
Виндиш Рудольф  ( Windisch Rudolf )                                                                       22 Пропал 27.05.1918 г.
Альтемайер Фридрих  ( Altemeier Friedrich )                                                    21 ( + 2 )
Фридрихс Фридрих  ( Friedrichs Friedrich )                                                       21 ( + 1 ) Погиб 15.07.1918 г.
Нольтениус Фридрих Теодор  ( Noltenius Friedrich Theodor )                      21 ( + 1 )
фон Адам Ганс Риттер  ( von Adam Hans Ritter )                                                        21 Погиб 15.11.1917 г.
Кристиансен Фридрих  ( Christiansen Friedrich )                                         21 Включая групповые победы и потопленные корабли.
Хён Фриц  ( Höhn Fritz )                                                                                             21 Погиб 3.10.1918 г.
Одебретт Карл  ( Odebrett Karl )                                                                                 21
фон Эшвеге Рудольф  ( von Eschwege Rudolf )                                                 20 ( + 6 ) Погиб 21.11.1917 г.
Шмидт Отто  ( Schmidt Otto )                                                                            20 ( + 3 )
Хеннрих Оскар  ( Hennrich Oskar )                                                                  20 ( + 2 )
Киссенберт Отто  ( Kissenberth Otto )                                                                20 ( + 1 ) Погиб 2.08.1919 г.
Бетге Ганс  ( Bethge Hans )                                                                               20 ( + 1 ) Погиб 17.03.1918 г.
Франкль Вильгельм  ( Frankl Wilhelm )                                                                    20 Погиб 8.04.1917 г.
фон Фреден Ганс  ( von Freden Hans )                                                                     20 Умер 30.10.1919 г.
Гёттш Вальтер  ( Göttsch Walter )                                                                             20 Погиб 10.04.1918 г.
Райнхард Вильгельм  ( Reinhard Wilhelm )                                                               20 Погиб 3.07.1918 г.
Винтгенс Курт  ( Wintgens Kurt )                                                                        19 ( + 3 ) Погиб 25.09.1916 г.
Физелер Герхард  ( Fieseler Gerhard )                                                             19 ( + 2 ) Возможно - 22 ( + 2 ).
Цензес Александер  ( Zenses Alexander )                                                          19 ( + 1 )
Донхаузер Ганс Кристиан Фридрих  ( Donhauser Hans Christian Friedrich )              19
Бальдамус Хартмут  ( Baldamus Hartmuth )                                                        18 ( + 1 ) Погиб 14.04.1917 г.
Шэпе Эмиль  ( Schäpe Emil )                                                                                  18 ?
Xемер Франц  ( Hemer Franz )                                                                                18
Xесс Эрнст  ( Hess Ernst )                                                                                  17 ( + 4 ) Погиб 23.12.1917 г.
Климке Рудольф  ( Klimke Rudolf )                                                                     17 ( + 2 ) Погиб осенью 1918 г.
Рольфес Ганс Иоахим  ( Rolfes Hans Joachim )                                                     17 ( + 2 )
Бёнинг Ганс  ( Böhning Hans )                                                                             17 ( + 1 )
Бёнинг Вальтер  ( Böning Walter )                                                                          17
Плаут Карл  ( Plauth Karl )                                                                                     17
Рай Франц  ( Ray Franz )                                                                                        17
Швендеманн Йозеф  ( Schwendemann Josef )                                                          17
Вайсс Ганс  ( Weiss Hans )                                                                                  16 ( + 2 ) Погиб 02.05.1918 г.
Кляйн Иоганнес  ( Klein Johannes )                                                                      16 ( + 2 )
Борманн Эрнст  ( Bormann Ernst )                                                                           16
Зайтц Вильгельм Антон  ( Seitz Wilhelm Anton )                                                        16
Ханштайн Людвиг  ( Hahntstein Ludwig )                                                                   16 Погиб 21.03.1918 г.
Иммельман Макс  ( Immelmann Max )                                                                   15 ( + 5 )
Хельдман Алоис  ( Heldmann Aloys )                                                                     15 ( + 3 )
Шмидт Юлиус  ( Schmidt Julius )                                                                            15 ( + 3 )
Доссенбах Альберт  ( Dossenbach Albert )                                                         15 ( + 1 ) Погиб 03.07.1917 г.
Франке Рудольф  ( Francke Rudolf )                                                                      15 ( + 1 )
Шнайдер Курт  ( Schneider Kurt )                                                                          15 ( + 1 ) Умер от ран 14.07.1917 г.
Хауссманн Альберт  ( Haussmann Albert )                                                                   15 Погиб 16.10.1918 г.
Лёффлер Отто  ( Löffler Otto )                                                                                   15
фон Прессентин фон Рауттер Виктор  ( von Pressentin von Rautter Victor )                15 Погиб 31.05.1918 г.
Квандт Теодор  ( Quandt Theodor )                                                                           15 Погиб 06.06.1940 г.
Боненкамп Карл  ( Bohnenkamp Karl )                                                                       15
фон дер Марвиц Ганс - Георг  ( von der Marwitz Hans - Georg )                                15 Погиб 12.05.1925 г.
Натанаэль Эдмунд  ( Nathanael Edmund )                                                                  15 Погиб 11.05.1917 г.
Нойенхофен Вильгельм  ( Neuenhoffen Wilhelm )                                                        15 Погиб 24.01.1936 г.
Штрэле Пауль  ( Strähle Paul )                                                                                   15

0

4

Listrigon

Listrigon написал(а):

Одно дело — 1941 год. Полное количественное и качественное превосходство и в технике, и в летной и тактической подготовке летчиков.

здесь офф-топ, не тот временной период. сообщение к переносу.
Если есть желание то в разделе "Tagebuch" открою для тебя твой собственный подраздел. Там модерации, в общем, нет :о))

0

5

Merc
согласен.

0

6

Во время "Манхэттонского проэкта", физик Энрико Ферми попросил генерала Лесли Гровса, директора проэкта, дать определение "великого" полководца. Гровс ответил, что любой полководец, одержавший 5 побед подряд, может быть уверенно назван великим. Ферми затем спросил: а сколько их, великих полководцев? Гровс ответил, что примерно трое из сотни. Ферми пораскинул, что если вероятность выиграть одну битву равна 1/2, то вероятность выиграть пять битв подряд равна (1/2)5 = 1/32. "Вы правы, генерал, примерно трое из сотни. Теория вероятностей и никакого гения."
"Сожалею об убитом муже и отце, но война есть война, не я его - так он меня", – русские асы Первой мировой, скидывая подобные записки в стан неприятеля после очередного сбитого самолета, пожалуй, обошли французов не только в благородстве, но и в смелости исполняемых маневров. Первые тараны в истории мировой авиации совершали исключительно русские летчики Первой мировой войны. Выход из смертельного штопора также придумали и осуществили русские асы Первой мировой!
26 АВГУСТА 1914 года.
В тот день наш соотечественник капитан Петр Нестеров первым в мире открыл счет воздушным победам.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Nesterovpn.jpg/200px-Nesterovpn.jpg
В конце месяца австрийская авиация начала активничать на Юго-Западном фронте - первая мировая война была уже в разгаре. Почти в открытую велась разведка. 25 августа экипаж одного «Альбатроса» сбросил на аэродром базирования русского 11-го авиаотряда бомбу. Наутро он вновь появился над расположением наших войск в районе города Жолква, что под Львовом. Поднявшийся в воздух Петр Нестеров направил свой «Моран» наперерез противнику. Настигнув неприятельскую машину, он таранным ударом сбил ее. Петр Нестеров не стал асом, в том же бою он погиб и сам.
Итак, таран не мог стать рациональным боевым приемом воздушного боя, а потому военные летчики многих стран искали способ установки на самолет оружия. И вот 3 ноября 1914 г. французский военный пилот сержант Роланд Гарро, совместно с майором де Роз изобрел устройство, позволяющее стрелять из пулемета через плоскость, сметаемую винтом работающего мотора, до этого авиация использовалась только в разведывательных целях. Вскоре серийные военные самолеты Моран-Сольнье оснащаются новинкой Гарро и пулеметом - он устанавливался параллельно оси летательного аппарата.
Первой сформировалась французская школа воздушного боя, ее, к слову, прошли и многие русские летчики. В 1916 году французы имели крупные истребительные отряды. Немецкий ас Манфред фон Рихтгофен в своих воспоминаниях французских истребителей называл «фокусниками». «Они любят ставить западни, нападать врасплох, -отмечал он. - В воздухе это сделать нелегко и избегнуть ловушки нетрудно, так как самолет противника в воздухе не спрячется, а невидимый самолет еще не изобретен. Поэтому попадаться на такие хитрости могут только новички. Впрочем, галльская кровь иногда себя проявляет, и тогда француз атакует...».
Сильнейший представитель французской школы воздушного боя капитан Рене Пауль Фонк одержал 75 побед.
http://www.soldiering.ru/avia/file/rec03.jpg
На счету капитана Георга Гинемера - 54 выигранных поединка. Третий результат - у лейтенанта Карлса Ненжессера - 43 победы. Во французских ВВС в первую мировую 52 летчика сбили не менее 10 самолетов каждый. Всего они уничтожили 908 машин противника. Французские летчики добились основных побед на истребителях собственного производства - Моран-Сольнье «N», SPAD-VII конструкции Луи Бешеро, SPAD-VIII, Ньюпор 11 и Ньюпор 17. Так, SPAD-III (на нем воевали асы - Фонк, Гинемер, Ненжессер), оснащенный 150-сильным двигателем, развивал скорость около 180 км/ час и был самым скоростным из всех военных самолетов. Его вооружение - один синхронный пулемет с большим запасом патронов - 500 штук.
А вот достижения летчиков британских ВВС (в них служили и выходцы из Канады, Австралии, Новой Зеландии, некоторых африканских государств). На счету майора Эдварда Маннока 73 сбитых самолета,
http://www.soldiering.ru/avia/file/rec04.jpg
майора Вильяма Бишопа (Англия) - 72, майора Р. Коллишоу (Канада) - 60. 29 английских пилотов одержали более 10 побед каждый, уничтожив при этом 681 самолет. Если учитывать и достижения пилотов государств, входивших в Британию, то результат более весом. Так, 18 самых результативных летчиков одержали более 35 побед каждый, сбив в общей сложности 881 самолет. Английские асы сражались на истребителях Де Хэвилленд DH2, Бристоль F2, Сопвич Е.1. «Кемел». В ВВС США 10 пилотов стали асами, уничтожив вместе 142 неприятельские машины.
Американские летчики сражались и в составе ВВС других стран Антанты, а потому общий счет асов США более весом - 293 сбитых самолета. Сильнейший пилот капитан Эдвард Рикенбакер выиграл 26 воздушных поединков. В число асов первой мировой вошли и 9 итальянских летчиков, сбив 183 самолета. Самый результативнейший из них - Франсиско Баракка - 34 воздушные победы. Отважно сражались и бельгийские летчики, трое из которых уничтожили более 10 самолетов противника каждый. А лидер, лейтенант Вилли Коппенс, одержал 37 побед.
Мастерами воздушного боя зарекомендовали себя и русские летчики. А всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.
На этом фоне достижения немецких асов выглядят более весомо. В германских ВВС 161 летчик имел на своем счету 10 и более воздушных побед (такого количества асов не имели ВВС ни одной страны). Они уничтожили 3.270 машин противника. Многие авиаспециалисты считают, что и личное первенство за немецким асом - ротмистром Манфредом фон Рихтгофеном.
http://www.soldiering.ru/avia/file/rec02.jpg
По их утверждению, он сбил наибольшее количество самолетов противника - 80, по другим данным - около 60. 62 победы в своем активе имеет старший лейтенант Эрнст Удет, 53 - старший лейтенант Эрнст Левенхардт. В числе асов и союзники немцев - летчики ВВС Австро-Венгрии. Так, капитан Годвин Брушовский выиграл 40 поединков.
Немецкие летчики в ходе войны применяли истребители Альбатрос D.III и Альбатрос D.V, Фоккер Е.Щ, Фоккер D.VII, Фоккер D.VIII и другие их модификации (в частности, Манфред фон Рихтгофен сражался на истребителе Фоккер Dr-1), Юнкере D1.
ТЕПЕРЬ о самом результативном летчике первой мировой. Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами. Ну а как быть с немецким асом Манфредом фон Рихтгофеном, которому некоторые исследователи приписывают 80 уничтоженных самолетов противника и считают его сильнейшим асом первой мировой. Есть основания полагать (на основе серьезных исследований некоторых специалистов), что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными.
А КАКОВЫ достижения в первую мировую российских летчиков? Прежде отметим, что первые истребительные авиаотряды в русской армии были созданы в начале 1915 года. Один защищал Варшаву, второй охранял от нападения с воздуха царскую ставку. Весной 1916 года формируются еще 12 истребительных отрядов - по одному на полевую армию. В том же году в связи с тем, что Германия перебросила на восток большее количество авиации, создаются фронтовые истребительные отряды. Русские летчики воевали на самолетах французского производства, в 1915 году появляется первый истребитель отечественного производства Сикорский С-16.
Наибольшее число побед из российских летчиков одержал штабс-капитан Александр Казаков - 17 (неподтвержденных, с учетом сбитых самолетов, упавших на территорию, занятую противником, - 32).
http://www.soldiering.ru/avia/file/rec01.jpg
Война для него началась 29 декабря 1914 года, когда он после окончания Гатчинской военной авиационной школы прибыл на Западный фронт в 4-й корпусной авиаотряд. Истребителей в нашем понимании тогда еще не было, и он первый самолет противника сбил на скоростном моноплане «Моран-Жольнье» французского производства - таранным ударом. 1 апреля 1915 года ротмистр обнаружил западнее Вислы в районе деревни Гузов немецкий биплан «Альбатрос», нагнал его и ударил колесами, немецкий самолет полетел камнем вниз. А затем были новые и новые воздушные победы.
«Крайне необходимо первому обнаружить противника в воздухе, что даст возможность овладеть инициативой, а значит, принесет успех... «Поймав» врага, летчик-истребитель не должен выпускать его из «захвата» до тех пор, пока не будет истрачен последний патрон, после чего полезно обозначить стремление таранить неприятельский аэроплан. Такой маневр часто вынуждает противника производить посадку на нашей территории».
Эти строки принадлежат капитану Евграфу Крутеню - российскому летчику, который разработал основы тактики отечественной истребительной авиации. Благодаря таким бесстрашным интеллектуалам была заложена российская школа воздушного боя, из которой вышел не один десяток асов.
Штабс-капитан Евграф Крутень сбил 15 (20) неприятельских самолетов, капитан Петр Аргеев - 15. Несмотря на скромный результат по сравнению с асами других стран, российские слыли как искусные боевые летчики, применявшие совершенные тактические приемы. Французский военный пилот Жан Дюваль, наблюдавший за действиями русских летчиков-истребителей на Восточном фронте, советовал своим сослуживцам: «Делайте перевороты через крыло, штопор, пике и другие номера по отношению к противнику, делающему то же самое. Точно рассчитывайте расстояние, откуда вы вышли, занимайте позицию для стрельбы, имея пулемет уже направленным на цель, и все это в четверть секунды - только тогда будет успех...»
Много приемов в арсенал воздушного боя внес Евграф Крутень. Его наиболее отработанные приемы - атака с преимуществом в высоте, проход со стороны солнца в 50-100 метрах ниже противника, крутой боевой разворот в хвост вражеского аэроплана. Огонь Крутень открывал с короткой дистанции - 19-15 метров. Лучшие летчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражение. Так, австрийский ас обер-лейтенант Франк фон Линко-Кроуфорд (30 побед) трижды «скрещивал в воздухе шпаги» с Крутенем и, как отмечал сам австриец, каждый раз был вынужден «снижаться» (приземляться), спасая свою жизнь. На Восточном фронте Крутеню не было равных.
Мастерски сражались и другие русские пилоты. Обозреватель одной из австрийских газет отмечал, что «русские летчики были и остаются для нас наиболее опасным противником, более опасным, чем французские». Вот как!
РОССИЙСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Штабс-капитан Александр Казаков 17 самолетов
2. Штабс-капитан Евграф Крутень    15
3. Капитан Петр Аргеев                 15
4. Лейтенант А.П. Северский          13
5. Лейтенант Иван Смирнов            12
6. Лейтенант Михаил Сафонов        11
7. Капитан Борис Сергиевский        11
8. Прапорщик Эдуард Томсон          11
9. Прапорщик Константин Арцеулов около 10
В таблице приведены только подтвержденные победы.
Некоторые исследователи считают, что российские летчики П.Маринович, В.Федоров, И.Орлов сбили не менее 10 самолетов противника каждый, а Э.Пульпе, Г.Сук, О.Тетер, Я.Махлапуу, В.Янченко и еще одиннадцать пилотов не менее 5
ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
1. Фонк                                  (Франция) 75 самолетов
2. Маннок                              (Англия)         73
3. Бишоп                                (Англия)         72
4. Удет                                  (Германия) 62
5. Манфред фон Рихтгофен        (Германия) 60
6. Гинемер                                 (Франция) 54
7. Мак-Кэдди                         (Англия)         54
8. Левенхардт                        (Германия) 53
9. Фаллард                                  (Англия)         48
10. Фосс                                (Германия) 48
11. Румеи                                (Германия) 45
12. Бертольд                                (Германия) 44
13. Беймер                                (Германия) 43
14. Балл                                   (Англия)  43
15. Ненжессер                         (Франция) 43
16. Лезер                                (Германия) 41
17. Мадон                                 (Франция) 41
18. Якобс                                (Германия) 41
19. Бельке                                 (Германия) 40
20. Брушовский                          (Австрия) 40
21. Бюхнер                                  (Германия) 40
22. Лотар фон Рихтгофен          (Германия) 40
23. Менкгофф                          (Германия) 39
24. Гонтерман                          (Германия) 39
25. Коппенс                                  (Бельгия) 37
В активе асов - уничтоженные самолеты и аэростаты противника. На счет некоторых летчиков занесены и неподтвержденные воздушные победы.
Из британских асов в таблице приведены только англичане.

Отредактировано Listrigon (2010-10-02 02:45:58)

0


Вы здесь » Севастопольский вальс » Военная история » Асы Российской империи ( Первая Мировая и Гражданская войны )