Прерванный полет. К 100-летию Н.А.Острякова.
Андрей Черноусов
17 мая исполняется 100 лет со дня рождения участника героической обороны Севастополя в 1941-1942 годах, командующего Военно-воздушными силами Черноморского флота генерал-майора Николая Алексеевича Острякова. 14 июня 1942 года за умелое руководство авиацией флота и проявленные при этом мужество и отвагу, он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Красной Звезды.
Родился Николай Алексеевич 17 мая 1911 года в Москве, в семье рабочего. Жизнь Николая Острякова схожа с жизью многих молодых людей Советского Союза 30-х годов. Окончил семилетку. Поступил учеником на завод «Красный металлист». В марте 1928 года по призыву комсомола уехал на строительство Турксиба. В 1930 году вернулся в Москву, работал автослесарем и водителем автобуса. В 1932 году зачислен в Центральную лётную школу в Тушино. По окончании, работал в этой же школе лётчиком-инструктором, а впоследствии перешёл в Высшую парашютную школу Осоавиахима. Испытывал новые конструкции парашютов. В 1934 году был призван в Красную Армию. Чуть позже Острякову присвоили звание «Мастер парашютного спорта СССР». В том же году за выдающиеся заслуги и мастерство он, одним из первых, был награждён орденом Красной Звезды (удостоверение №7). В 1936 году он был избран делегатом IX съезда комсомола Украины, затем делегатом юбилейного X съезда ВЛКСМ.
В 1936 - 1939 годах участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканских сил. Совершил более 250 боевых вылетов на скоростном бомбардировщике «СБ» (кстати сказать, Остряков переучивался на «СБ» уже в Испании). Дни под Гвадалахарой стали для Острякова одним сплошным боем. Сам Остряков по шесть-семь часов в сутки был в бою.
29 мая 1937 года звено из двух «СБ» под командованием Острякова, базировавшееся на Лос Алькасарес, вылетело в район Балеарских островов с задачей найти и уничтожить «Канариас» — крейсер сторонников генерала Франко. Остряков обнаружил цель стоящей на якоре близ острова Ибица и точно положил две стокиллограмовые бомбы ФАБ-100. Однако, поврежденный корабль, оказался не «Канариасом», а немецким «карманным» линкором «Дойчланд». Линкор получил серьёзные повреждения: была сбита передняя башня главного калибра, взорвался один из котлов. В результате бомбардировки на линкоре 31 матрос погиб, а 110 были ранены. «Дойчланд» дотянул до Гибралтара, где сдал раненых в британский военно-морской госпиталь. Остряков получил благодарность испанского командования, хотя формально гитлеровская Германия не воевала с Испанской республикой. Республиканские власти объявили, что корабль атаковали «испанцы» Jos Arcega Njera и Leocadio Mendiola. В отместку немецкий флот подверг Альмерию продолжительному артобстрелу.
В одном из боёв его самолёт был сбит вражеским истребителем.
По возвращении из Испании, в декабре 1937 года Остряков был назначен командиром бомбардировочного полка ВВС Черноморского флота. В 26 лет Остряков стал депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва, был избран делегатом XVIII съезда партии.
Полк, куда назначили Острякова, считался отстающим. Бомбардировщики летали только днём, с них даже сняли вооружение. Николай Алексеевич не мог с этим смириться. Он вплотную занялся состоянием техники и обучением летного состава. Причем сразу начал с обучения ночным полетам. Остряков лично поднял в воздух ночью поочерёдно всех командиров эскадрилий. Спустя 3 месяца в сложных условиях стали летать и молодые лётчики, лишь недавно прибывшие в полк.
В апреле 1939 года Н.А. Остряков был назначен командиром авиационной бригады на Дальний Восток. Предъявляя высокие требования к подчиненным, Остряков вдвое был требовательнее к себе. По свидетельству сослуживцев, командир серьезно и обстоятельно сдавал зачеты инженерам и техникам, добиваясь, чтобы с него спрашивали больше и строже, чем с рядовых летчиков. Остряков не только мастерски управлял бомбардировщиками и истребителями, но и вместе с инженерами и техниками лично готовил машины к полетам.
Спустя 4 месяца Н.А.Остряков был назначен заместителем командующего ВВС ТОФ. 9 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майор авиации. Было Острякову в тот момент 29 лет.
В 1941 г. он окончил курсы усовершенствования комсостава при Военно-морской академии. С началом Великой Отечественной войны Остряков подаёт рапорт о переводе его в действующую армию. Командование, учитывая опыт Николая Алексеевича, назначает его командующим Военно-воздушными силами Черноморского флота.
По времени это назначение совпало с подготовкой противника к первому штурму Севастополя. В городе на тот момент оставалось лишь два аэродрома, да и те непрерывно подвергались ударам вражеской авиации. В те тяжелейшие дни, в полной мере и развернулся организаторский талант Острякова.
Черноморской авиацией Остряков командовал всего 6 месяцев. Но за это время Николаем Алексеевичем было сделано чрезвычайно много. Под его руководством расширялись аэродромы, строились капониры, укрытия для командных пунктов, летного и обслуживающего состава. Учитывая опыт войны в Испании, Остряков сразу отметил все характерные ошибки, несогласованность действий в использовании авиации. Он сам периодически участвовал в воздушных боях, лично вылетал на разведку и соответственно хорошо знал обстановку в районе Севастополя. С прибытием Острякова на Черноморский флот потери нашей авиации резко сократились, а эффективность её действий возросла.
Когда в ноябре гитлеровцы пошли на штурм Севастополя, авиация ЧФ, под руководством Острякова, сбила и уничтожилиа на земле более ста вражеских самолетов.
Черноморские летчики внесли неоценимый вклад в подавление второго штурма Севастополя. Под командованием генерал-майора авиации Н. А. Острякова лётчики ВВС Черноморского флота в воздушных боях с декабря 1941 года по апрель 1942 года сбили 354 вражеских самолёта. Сам Остряков принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско-Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ. Произвёл более 100 боевых вылетов, в воздушных боях лично и в составе группы сбил 6 самолётов противника.
Военный Совет Черноморского флота очень скоро запретил Командующему ВВС вылетать без специального разрешения. Но, несмотря на этот запрет, Остряков продолжал летать.
24 апреля 1942 года Николай Алексеевич погиб во время налёта вражеской авиации. Вместе с генералом-майором Федором Коробковым (представитель управления ВВС ВМФ СССР), Остряков выехал осматривать авиационные мастерские в бухте Круглой. Примерно через полчаса после их приезда на объект группа «Юнкерсов» отбомбилась прямо по мастерским. Н.А.Остряков и Ф.Г. Коробков пропускали рабочих и ремонтников к убежищам. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в один из ангаров, были убиты оба генерала и часть сопровождавших их офицеров.
Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов дал Острякову следующую характеристику: «Если бы меня попросили назвать самого лучшего командира и человека среди лётного состава ВМФ, я назвал бы генерал - майора Острякова. Героизм, скромность, умение, хладнокровие и беззаветная преданность Родине - всё это Остряков !».
Похоронен Николай Алексеевич Остряков в Севастополе на кладбище Коммунаров. На месте его гибели установлена мемориальная доска. В Севастополе и на Черноморском флоте чтят память Николая Алексеевича. Имя Н.А.Острякова навечно занесено в списки личного состава Управления авиации Краснознамённого Черноморского флота. В Севастополе и Керчи ему поставлены памятники. В честь Острякова назван проспект в Севастополе, имя героя носит школа № 22. В Москве также есть улица Острякова и мемориальный музей в средней школе № 704, которая тоже носит его имя. Улица Острякова есть и во Владивостоке, его именем названа также железнодорожная станция Остряково в Крыму.
В конце 90-х годов в церемонии открытия мемориальной доски на доме № 1 по проспекту Генерала Острякова в Севастополе участвовали министры обороны России и Украины Маршал РФ Игорь Сергеев и генерал армии Украины Александр Кузьмук.
Николай Алексеевич Остряков – настоящий герой, настоящий патриот своей Родины. Его подвиги навеки останутся в памяти севастопольцев, которые на его примере будут воспитывать новые поколения.