Вот нашел. Эту статью редакторы год назад забраковали, валялась в компе. Мал-мал устаревшая, но переделывать не буду, т.к. суть сильно не поменялась.
«Государь» и президент. Учит ли история?
Андрей Черноусов
Все время существования человеческого общества многие пытались рассматривать природу государства и власти. За это время человечество значительно менялось. Создавались и распадались империи, появлялись и исчезали государства, правители приходили к власти и теряли ее. Изучение истории позволяет сделать вывод: существование и древних и современных государств, природа власти базируется на одних законах. Одним из первых, кто рассмотрел эти законы, применив знания всей истории существования государств, был Никколо Макиавелли. Самое знаменитое его произведение «Государь» (в некоторых источниках «Князь») было написано в 1513 году. «Государь» является своеобразным руководством по управлению государством. Автор приводит примеры наиболее часто совершаемых ошибок и их возможных последствий, рассматривает оптимальные пути достижения желаемой цели.
Его труды по-разному оценивались современниками и современными исследователями, но за пять веков они не утратили актуальности и не потеряли интереса к себе. Не случайно сформировался термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.
Я не призываю брать учение Макиавелли как руководство к действию современным «государям» и осуществлять руководство средневековыми способами, однако многие положения этого произведения не мешало бы изучить руководству Украины.
Интересно, что в нынешней Украине как раз используются некоторые средневековые способы правления, причем, по всей видимости, почерпнутые не из классиков, а по собственному наитию. Не мешало бы при этом почитать в «Государе», чем заканчивали правители, основывающие свою власть на лжи, предательстве, жестокости, алчности – многим это стоило головы.
Хочу привести лишь некоторые положения «Государя» и дать им небольшие комментарии с точки зрения нынешней политической ситуации.
«Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью».
Государство Украина является новым государством и приобретено оно нынешними правителями не оружием (слава богу!) и не доблестью, а именно милостью судьбы. В таких государствах, как пишет Макиавелли «Трудно удержать власть новому государю… вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого… И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию, ибо не может вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но не может применить к ним крутые меры, будучи им обязан…». Кратко, емко. По-моему, нельзя более точно охарактеризовать ситуацию выборов нынешнего президента в 2004-2005 годах.
«Тем, кто становится государем милостью судьбы, а не благодаря доблести, легко приобрести власть, но удержать ее трудно. Как бы перелетев весь путь к цели, они сталки-ваются с множеством трудностей впоследствии. Я говорю о тех гражданах, которым власть досталась за деньги или была пожалована в знак милости». Мы все знаем, что власть третьему президенту Украины пожаловали с барского плеча из-за океана с совершенно определенными целями. «В этих случаях государи всецело зависят от воли и фортуны тех, кому обязаны властью - сейчас мы видим, что внутренние проблемы США приводят к тому, что они сокращают свою поддержку сателлитам, а дальше этот процесс будет только нарастать - то есть от двух сил, крайне непостоянных и прихотливых; удержаться же у власти они не могут и не умеют. Не умеют оттого, что человеку без особых дарований и доблести, прожившему всю жизнь в скромном звании, негде научиться повелевать; не могут оттого, что не имеют союзников и надежной опоры. Эти невесть откуда взявшиеся властители, как все в природе, что нарождается и растет слишком скоро, не успевают пустить ни корней, ни ответвлений, почему и гибнут от первой же непогоды. Только тот, кто обладает истинной доблестью, при внезапном возвышении сумеет не упустить того, что фортуна сама вложила ему в руки, то есть сумеет, став государем, заложить те основания, кото¬рые другие закладывали до того, как достигнуть власти». Истинной доблестью украинский политический бомонд не обладает, он способен только прожирать полученное от предшественников, а заложить новое и позитивное не способен, поэтому и власть его очень шатка.
Юго-восточные области, Крым и Закарпатье были по большей части присоединены к Украине волюнтаристскими решениями руководства СССР и Российской империи. Они имеют отличный от центральной и западной Украины язык (русский, русинский, крымскотатарский), обычаи, мировоззрение. При существующей сегодня политической ситуации, можно сказать, что руководство Украины относится к ним как к завоеванным территориям. «…если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство. И одно из самых верных и прямых средств для этого — переселиться туда на жительство… ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры. Обосновавшись в завоеванной стране, государь, кроме того, избавит ее от грабежа чиновников, ибо подданные получат возможность прямо взывать к суду государя — что даст послушным больше поводов любить его, а непослушным — бояться». Я не призываю Ющенко переселиться в Крым, а Тимошенко в Закарпатье, но контроль за чиновниками и уважение к языку, обычаям и порядкам на этих территориях, как мы видим, признавали главнейшим фактором сохранения территорий еще 500 лет назад.
«Нельзя честно, не ущемляя других, удовлетворить притязания знати, но можно — требования народа, так как у народа более честная цель, чем у знати: знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Сверх того, с враждебным народом ничего нельзя поделать, ибо он многочислен, а со знатью — можно, ибо она малочисленна. Народ, на худой конец, отвернется от государя, тогда как от враждебной знати можно ждать не только того, что она отвернется от государя, но даже пойдет против него, ибо она дальновидней, хитрее, загодя ищет путей к спасению и заискивает перед тем, кто сильнее. И еще добавлю, что государь не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать, приближать или подвергать опале… Так что если государь пришел к власти с помощью народа, он должен стараться удержать его дружбу, что совсем не трудно, ибо народ требует только, чтобы его не угнетали. Но если государя привела к власти знать на-перекор народу, то первый его долг — заручиться дружбой народа, что опять-таки нетрудно сделать, если взять народ под свою защиту… Скажу лишь в заключение, что государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут». По-моему, очень актуальное положение. Прошло пять веков, но истина, ясная умным людям тогда, до сих пор непонятна власть придержащим в Украине. Скорей всего, последствия этого непонимания будут такими же, как и пять веков назад. Нынешняя политическая элита Украины заигралась, угождая представителям одного из регионов страны в ущерб другим, унижая их и ущемляя их права и свободы.
«Если завоеванное государство с незапамятных времен живет свободно и имеет свои законы, то есть три способа его удержать. Первый — разрушить; второй — переселиться туда на жительство; третий — предоставить гражданам право жить по своим законам, при этом обложив их данью и вверив правление небольшому числу лиц, которые ручались бы за дружественность города государю». Как мы видим, современные «государи» для решения проблем «завоеванных» территорий выбрали именно первый способ. К счастью, полностью исполнить рекомендации Макиавелли они не в силах, но сильное желание есть. Достаточно вспомнить фактически поддержанный властью демонстративный поход националистических организаций на Крым под лозунгом «Крым будет либо украинским, либо безлюдным». Или постоянное подогревание недовольства и провоцирование выступлений крымских татар.
«Если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет». Правители Украины к мудрым никак не относятся, ибо весь комплекс недугов государства виден даже школьнику, но руководство этих недугов либо не видит, либо старается не замечать. Своими действиями в сфере политики, экономики, да и всех остальных, оно лишь усугубляет недуг. Хочется лишь надеяться, что не найдется какого-нибудь заокеанского «снадобья», которое поможет нынешнему руководству сохранить свою власть.
«А надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми… Чтобы основательнее разобраться в этом деле, надо начать с того, самодостаточны ли такие преобразователи или они зависят от поддержки со стороны». Абсолютно ясно, что современные преобразователи Украины не самодостаточны и полностью зависят от поддержки со стороны. Введение новых порядков – насаждение украинского языка в русскоговорящих регионах, героизация подонков и убийц, перелицовка истории и др. при отсутствии у правителей реальной власти и силы приведет лишь к утрате этих территорий. «Поэтому надо быть готовым к тому, чтобы, когда вера в народе иссякнет, заставить его поверить силой». А вот именно на это и рассчитывает украинское руководство. И подтверждением тому служат недавно проведенное в Севастополе демонстрационное учение СБУ, когда сотрудники этой организации позволили себе хватать людей на улице. Его проведение можно расценить как превентивную меру против возможных выступлений граждан. В этом же ряду усиление морской пехоты подразделениями, состоящими из выходцев из Западной Украины и другие акции. Однако, на мой взгляд, руководство слишком переоценивает свои возможности в этом направлении, так как при начале серьезных событий, оно вероятнее всего утратит контроль над существенной частью силовых структур.
Не обошел своим вниманием Макиавелли и единственную на тот момент силовую структуру – армию. «Власть государя должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах … служат хорошие законы и хорошее войско». На Украине в данный момент нет ни того ни другого. Соответственно нет и крепкой основы самого государства. «Войско, которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либо союзническим, либо наемным, либо смешанным. Наемные и союзнические войска бесполезны и опасны, никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы; поражение их отсрочено лишь настолько, насколько отсрочен решительный приступ; в мирное же время они разорят тебя не хуже, чем в военное — неприятель. Объясняется это тем, что не страсть и не какое-либо другое побуждение удерживает их в бою, а только скудное жалованье, что, конечно, недостаточно для того, чтобы им захотелось пожертвовать за тебя жизнью. Им весьма по душе служить тебе в мирное время, но стоит начаться войне, как они показывают тыл и бегут». На это положение в большей мере следует обратить внимание руководству России, которое начало набор в армию иностранных граждан. На Украине нет средств на набор наемников, поэтому к ней в большей мере относится следующее положение. «Союзнические войска — еще одна разновидность бес¬полезных войск — это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты… Сами по себе такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто их призывает на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа — зависимостью… Итак, пусть союзническое войско призывает тот, кто не дорожит победой, ибо оно куда опасней наемного. Союзническое войско — это верная погибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно повинуется своему государю… в наемном войске опаснее нерадивость, в союзни¬ческом — доблесть. Поэтому мудрые государи всегда предпочитали иметь дело с собственным войском. Лучше, полагали они, проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием». Президент Ющенко сейчас как заклинание повторяет, что Украине надо в НАТО, что только НАТО способно защитить Украину. НАТО сейчас и не скрывает, что платой за вступление будет передача части государственного суверенитета альянсу, хотя, если смотреть реально, то часть эта будет весьма существенной. При всем этом собственные Вооруженные силы планомерно разваливаются. Снимаются с боевого дежурства и продаются зенитно-ракетные комплексы и другое вооружение. Ремонт и восполнение списанной техники не производится. Кадровый состав морально разлагается. Денежное довольствие украинским вооруженным силам мизерно и платится неаккуратно, социальные льготы постоянно сокращаются. Видимо, «оранжевая команда», не желающая кормить свою армию, уже готова кормить натовскую. А может, у власть придержащих нет уверенности в лояльности собственной армии? Чем это может закончится, указал еще Макиавелли: «Как могут двое поладить, если один подозревает другого, а тот, в свою очередь, его презирает? Так и государь, не сведущий в военном деле, терпит много бед, и одна из них та, что он не пользуется уважением войска и, в свою очередь, не может на него положиться». Кстати, это же относится и к проводимой в России военной реформе, которая, по утверждению многих независимых экспертов, приведет к резкому падению боеспособности Вооруженных сил, и уже сейчас вызывает абсолютное неприятие в армии и на флоте. «Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, - предупреждал власть имущих знаменитый философ, - ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рожден государем, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным. И наоборот, когда государи помышляли больше об удовольствиях, чем о военных упражнениях, они теряли и ту власть, что имели. Небрежение этим искусством является главной причиной утраты власти, как владение им является главной причиной обретения власти. Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время предаваться им еще больше, чем в военное». Нынешним высокопоставленным чиновникам необходимо задуматься над этой, проверенной временем и чужим опытом истиной, чтобы не повторить чужих ошибок. Другой вопрос – способны ли нынешние правители Украины прислушиваться к советам философов? Можно в этом усомниться, если вспомнить, каковы их нынешние советники.
«Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут, хороши или плохи, — зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность». О советниках из Секретариата Президента без слез говорить нельзя. Такое впечатление, что их отбирают по красоте вышиванки, степени увлеченности трипольскими горшками и, главное, по уровню русофобии. Все остальное, по всей видимости, для президента особой роли не играет. Только не задумывается Виктор Андреевич, насколько эти советники его дискредитируют.
А ведь еще в пятьсот лет назад было понятно, что стабильность в стране, соответственно стабильность власти правителя во многом зависит от доходов граждан, от развитости экономики. «Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие — открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами». Все очень актуально для дня сегодняшнего, когда на Украине проводится реприватизация, заводы закрываются, бизнес задавлен налогами, а люди тысячами выгоняются на улицу. В планах правительства, согласно рекомендациям МВФ, увеличение налогового бремени, сокращение социальных выплат и льгот, повышение тарифов и другие мероприятия, обеспечивающие обнищание населения. «Люди гораздо больше заняты сегодняшним днем, чем вчерашним, и если в настоящем обретают благо, то довольствуются им и не ищут другого; более того, они горой станут за нового государя, если сам он будет действовать надлежащим образом». Не надо президенту с головой уходить в пропаганду Голодомора, выискивая в прошлом причины для обид и взаимных претензий, а необходимо сделать все, чтобы исторические трагедии и поражения не повторились сегодня и сейчас, а все предпосылки к этому уже имеются. Следует также учесть, что под обретенным благом имеются в виду не только материальные, но и духовные ценности.
Сокрушаясь по поводу печальной участи Италии, Макиавелли пишет: «Велика доблесть в каждом из ее сынов, но, увы, мало ее в предводителях». И это в полной мере относится к современной Украине.
И в завершение хочу привести призыв Никколо Макиавелли к Лоренцо Медичи. Пусть каждый сам прокомментирует его применительно к современной ситуации на Украине, исходя из своего воспитания, разума, образования, и сделает свои выводы:
«Итак, нельзя упустить этот случай: пусть после столь¬ких лет ожидания Италия увидит наконец своего избавителя. Не могу выразить словами, с какой любовью приняли бы его жители, пострадавшие от иноземных вторжений, с какой жаждой мщения, с какой неколебимой верой, с какими слезами! Какие двери закрылись бы перед ним? Кто отказал бы ему в повиновении? Чья зависть преградила бы ему путь? Какой итальянец не воздал бы ему почестей? Каждый ощущает, как смердит господство варваров. Так пусть же ваш славный дом примет на себя этот долг с тем мужеством и той надеждой, с какой вершатся правые дела, дабы под сенью его знамени возвеличилось наше отечество и под его водительством сбылось сказанное Петраркой:
Доблесть ополчится на неистовство,
И краток будет бой,
Ибо не умерла еще доблесть
В итальянском сердце».
Читайте классиков, господа!