Принцип Питера.
Военная мудрость
Люди
От решений, принимаемых военными руководителями, в большой степени зависят успехи или неудачи на поле боя, и поэтому их решения нас очень волнуют. Компетентность должна, конечно, проявляться на всех уровнях. Совершенно очевидна непригодность к службе часового, который не узнал, а потому уложил наповал Твердокаменного Джексона, когда тот, после рекогносцировки на местности возвращался в свой лагерь, чтобы составить план боевых действий для подчиненного ему войска конфедератов.
Высший балл за неэффективность надо выставить полковнику Джону Финнису, командовавшему британскими войсками в Индии. В 1857 году солдаты убили его сразу же после того, как он прочитал им нотацию о вреде неподчинения начальству.
Лидер обладает способностью принимать правильные решения, указывать путь и командовать. Неправильное решение может возникать как результат отклонений в мыслительном процессе либо вследствие неудачи с получением точной информации.
Мы так и останемся в неведении, что именно— компетентность или некомпетентность—было проявлено при исключении Эдгара По из Вест-Пойнта, пока не разберемся в мотивах его поступка. В 1831 году слушателям военной академии было велено явиться на парад «с белым поясом, в белых перчатках и при оружии». Эдгара По выгнали за «грубое нарушение воинского долга», поскольку он предстал голым, хотя и с белым поясом, в белых перчатках и с оружием.
Во время англо-американской войны 1812 года генерал Уильям Генри Уиндер, имея четырехкратное превосходство сил над англичанами, привел свое войско к поражению в битве при Стоуни-Кросс и сам попал в плен. Англичане сообразили, что некомпетентность Уиндера делает его идеальным противником. При обмене пленными они поспешили отправить генерала назад в расчете, что он и дальше будет навлекать бедствия на американцев. И не ошиблись. В дни, когда Уиндер отвечал за оборону федеральной столицы, вражеские войска вторглись в нее и дотла сожгли огромную часть города.
Уго Мамоло был призван в армию США в 1959 году. «С английским у меня было туговато,—рассказывал этот гражданин итальянского происхождения,— поэтому они назначили меня писарем-машинисткой».
Командиры подразделений в американской армии ежегодно составляют характеристики на подчиненных им офицеров. Вот несколько подлинных извлечений из этих документов:
«Этот офицер обладает талантами, но умело это скрывает».
«Всегда может двумя абзацами выразить любую фразу».
«Спокойный, сдержанный офицер. Изобретательный, упорный, вдумчивый и аккуратный. Ни при каких условиях я не хотел бы видеть его в составе вверенного мне подразделения».
«Обладает остроаналитическим, высокоразвитым умом, который лучше всего было бы использовать в области научных исследований. Здравый смысл ему неведом».
В 1956 году на занятиях в лагере на берегу острова Парис сержант морской пехоты приказал взводу новобранцев двигаться вперед по дну, когда вода уже накрыла их с головой. Шесть человек утонули, поскольку не умели плавать.
В 1948 году полковник израильской армии Давид Маркус был убит собственными солдатами, принявшими его за араба. Закутавшись в простыню, он вышел из своей палатки помочиться.
Антонио Лопес де Санта Ана лепил себя по образу и подобию обожаемого им Наполеона. В собственных глазах он выглядел великим тактиком. Копируя прическу Наполеона, зачесывая волосы, как и тот, с макушки на лоб, он все-таки не мог добиться полного сходства, поскольку Наполеон был низок ростом и толст, тогда как Антонио высок и худощав. К тому же де Санта Ана ковылял на одной ноге. Вторая покоилась в особом склепе на кладбище Санта-Паулу после того, как была оторвана в битве с французами в 1838 году.
Поклонение Наполеону не помогло Антонио перенять стратегические таланты своего героя. Пытаясь обмануть противника, он облек свои войска во вражескую униформу. Последовала атака, в бою свои и чужие перемешались. Итог—полный провал.
Высшая точка его военной карьеры приходится на период с 23 февраля по 6 марта 1836 года, когда он взял в осаду в Сан-Антонио, Техас, бывший приют францисканских миссионеров, известный под названием Аламо. Имея под своим началом четырехтысячное мексиканское войско, де Санта Ана сражался с техасскими добровольцами, защищавшими Аламо. Их было менее двухсот, и все до единого погибли. Сэм Хьюстон, командующий армией техасцев, взял на вооружение боевой клич: «Помни Аламо!»
Демонстрируя уверенность в своей силе, 20 апреля 1836 года де Санта Ана разбил лагерь на берегу реки Сан-Хасинто и приказал солдатам предаться сиесте, несмотря на то что, как было известно, где-то по соседству находились в прикрытии войска техасцев. На рассвете следующего утра вся его армия была сметена в течение восемнадцати минут. Проснувшись от шума атаки, де Санта Ана воскликнул: «Враг здесь!», вскочил на коня и ускакал. В мексиканской войне 1846—1848 гг. он проиграл все битвы до единой.
При президенте Кеннеди было отдано распоряжение составить план эвакуации на случай ядерного нападения. Без ведома Кеннеди были разработаны два плана. В одном забота была проявлена прежде всего о генералах Пентагона, и его показали Объединенному комитету начальников штабов. Согласно другому, преимуществами пользовались гражданские лица, и его представили кабинету. Поскольку оба плана были сверхсекретными, те, кто ознакомился с одним из них, понятия не имели о другом. Если бы дело действительно дошло до боевой тревоги, неразбериха произошла бы чудовищная. Человек, составляющий планы, включил себя одним из первых в оба списка.
Шла Крымская война. 25 октября 1854 года Джеймс Томас Браднелл повел британскую кавалерию в атаку на русских в Балаклаве. Последовавшие события обессмертил лорд Альфред Теннисон в своем стихотворении «Атакует бригада легкой кавалерии».
Браднелл, солдафон и склочник, покупавший себе почти каждый очередной чин, обеспечил своим кавалеристам наилучшую в армии экипировку, во что вложил и крупные суммы собственных денег. Приказы, полученные им в Балаклаве, не отличались четкостью, но, хотя у него и были сомнения насчет их смысла, он действовал как велели, направил атаку не туда и ударил не по тем позициям. Обрушился он не на слабый фланг, как было задумано, а на самый прочный участок в обороне противника. В результате под огнем русской артиллерии погибли 268 из его 670 солдат. Браднелл получил легкое ранение и покинул ноле боя, когда его люди еще сражались. Проявленная в этой атаке никчемная отвага захватила воображение британской публики, и по возвращении в Англию он был покрыт почестями.
На самом-то деле служба разведки – это служба глупости.
Э. Б. Уайт
Между тыловыми службами и боевыми частями соотношение у нас сейчас больше, чем 5:1… Сегодня в наших вооруженных силах больше адмиралов и генералов, больше капитанов и полковников, чем в разгар второй мировой войны, когда мы держали под ружьем свыше 12 миллионов человек. На каждого солдата у нас имеется офицер либо унтер.
Герберт Скорвилл-младший (бывший заместитель директора ЦРУ)
Сейчас в армейских отделах кадров подполковники представлены в большем количестве (903), чем на командных должностях в пехоте (838). А в службах снабжения их вдвое больше (1148), чем среди артиллерийских командиров (547).
«Вашингтон пост»
В рамках военно-учебной тренировки группу в составе шести человек тайно забросили с воздуха в окрестности Браунсвилля, штат Техас. Задание группы, вооруженной пулеметами, состояло в том, чтобы проникнуть в город и выбраться из него незамеченной. Группа, однако, заблудилась, и дело кончилось тем, что пришлось спрашивать дорогу у встречного фермера. Фермер позвонил шерифу, который вызвался прислать машины, чтобы доставить бедолаг в город. Шериф связался по радио со своими помощниками и приказал ехать на ферму. Эти переговоры в эфире случайно услышал Дон Арнуайн, сотрудник местной газеты. Он тут же бросился выяснять, в чем дело. Арнуайн сумел сфотографировать группу, когда она высаживалась из полицейских автомобилей. Помощник шерифа потребовал выдать ему пленку по соображениям «государственной безопасности». Но угрозы его не помогли. История несостоявшейся «секретной миссии» прогремела как новость № 1 в Браунсвилле и по всей стране.
Выступая с докладом о проблемах ядерной войны, Т. К. Джонс, заместитель помощника министра обороны по отделу тактического ядерного оружия, высказал следующие соображения: «Выройте яму, прикройте ее парой дверных досок, а сверху накидайте грязи, эдак метровый слой… Все дело в этой грязи. Так что, если хватит лопат, каждый сможет о себе побеспокоиться».
Война — слишком серьезное дело, чтобы доверять его военным.
Талейран
Во время вьетнамской войны мост Тань-Хоа в девяноста милях к югу от Ханоя был для американской авиации важнейшей целью. Приказ бомбить его был издан, как только офицеры воздушной разведки установили, что мост играет ключевую роль на пути снабжения северовьетнамских войск. По утверждениям северовьетнамцев, они сбили больше сотни самолетов, участвовавших в бомбардировке моста. Наконец, в мае 1972 года он был разрушен. И до этого, и после в течение многих лет путь снабжения северовьетнамских войск пролегал через брод в пяти милях от моста ниже по течению реки.
После высадки в Инчоне ни одна военная авантюра США не завершалась успехом. Наша военная деятельность после 1950 года оставляет впечатление, что мы, как общество, утратили всякое понятие об искусстве войны. За высадкой в Инчоне последовал разгром американских войск на берегах Ялу. За Ялу был крах в заливе Кочинос. Затем катастрофа в Индокитае. Следом был неудачный рейд в Сон-Той, предпринятый для спасения пленных американцев, которые, как предполагалось, томились в заточении у вьетнамцев. Потом—боком вышедшее нападение на остров Ко-Тань в попытке отыскать пиратски захваченный «Майагез». После «Майагеза»—крах в иранской пустыне.
Джеффри Рекорд
Правительство имеет неотъемлемое право лгать во имя своего спасения.
Артур Д. Сильвестр, помощник министра обороны, 6 декабря 1962 года
Из книги: Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера. М., «Прогресс», 1990