Принцип Питера.
Военная мудрость
Деньги
На вооружение в мире тратится миллион долларов в минуту. Более половины этих средств расходуется Соединенными Штатами и Советским Союзом. Вместе США и Россия уже располагают ядерным оружием общей взрывной мощностью тридцать два триллиона фунтов ТНТ. Это составляет четыре тонны в расчете на каждого мужчину, каждую женщину и каждого ребенка, живущих на Земле. Или по-другому — это равно восьмистам тысячам бомб, подобных сброшенной на Хиросиму.
Военные расходы непрерывно растут и представляют собой наиболее существенную среди прочих причину инфляции. Они изымают из общего пользования природные, технические, производственные и людские ресурсы, которые тратятся на непроизводительные, дорогостоящие и в конечном счете разрушительные цели; тем самым сокращается материальное богатство мира, о чем и свидетельствует обесценение денег.
У нас в Америке военные дела поглощают четвертую часть научного таланта и инженерной мысли нации. Это подорвало способность нашей страны конкурировать с Японией и другими промышленными государствами на всех товарных рынках, кроме рынка оружия. Наращивание военных расходов Америки вносит свой вклад в образование бюджетных дефицитов, открывает, таким образом, двери перед призраком спада и одновременно еще более урезает наши возможности состязаться с конкурентами на мировых рынках.
В стране нет фирмы или организации, равной Пентагону по закупкам товаров и услуг. Обладая гигантскими структурами и средствами, Пентагон властвует над конгрессменами и другими государственными деятелями; они поддерживают высокий уровень военных расходов, потому что от этого зависит их политическое существование. При таких условиях рушится система конституционных ограничений и контроля над деятельностью правительства.
Намеченная нынешней администрацией военная программа обойдется по смете в 1, 6 триллиона долларов, то есть каждая американская семья в течение пятилетия заплатит за нее двадцать тысяч долларов, но в действительности, может быть, и больше. Раздувание расходов сверх сметы стало для военных традицией, источник которой—политика внесения поправок в технические спецификации и… некомпетентность.
В планах-сметах военные расходы сознательно занижаются, с тем чтобы легче было получить их одобрение, ибо известно, что после утверждения бюджета увеличивать траты можно почти беспрепятственно. Фирмы, добивающиеся военных контрактов, всегда запрашивают недорого, поскольку знают, что стоит правительству подписать контракт, и оно больше всего будет беспокоиться о сроках его выполнения, которые не пожелает срывать, меняя одного поставщика на другого. При заключении контракта фирма «Пратт энд Уитни» определила цену одной детали двигателя в шестнадцать долларов. Позднее произошла «переоценка», и стоимость детали составила три тысячи тридцать три доллара восемьдесят два цента.
Во что влетает некомпетентность, можно наблюдать на любом уровне. Пентагон признает, что в оценке стоимости сорока четырех новых систем вооружений он просчитался на сто четырнадцать с половиной миллиардов долларов.
В закрытой столовой Пентагона обедают сто двадцать шесть адмиралов. Обед стоит тридцать один доллар на человека, и из этой суммы двадцать шесть долларов девяносто восемь центов покрывается за счет налогоплательщиков.
По данным шестимесячного обследования, проведенного служащими генеральной инспекции, из приблизительно пятнадцати тысяч различных видов запасных частей военного назначения в период с 1980 по 1982 год треть поднялась в стоимости на пятьдесят процентов, а четыре тысячи изделий подорожали более чем на пятьсот процентов.
Военно-воздушные силы, занявшись недавно вопросом о головокружительном росте цен на запасные части, установили, что в недалеком будущем ВВС израсходуют сумму, на четыре миллиарда долларов превышающую все их имущество.
На поставку запчастей военно-морские и военно-воздушные силы обычно подписывают контракт, допускающий повышение цены в период между оформлением заказа и его исполнением. Например, за один агрегат, стоимость которого была определена при заказе в сто семнадцать долларов двадцать шесть центов, фирма «Пратт энд Уитни» при окончательном расчете получила одну тысячу триста восемь долларов восемь центов—прибавка свыше тысячи процентов.
В отчете генеральной инспекции приводится пояснение, что во многих случаях поставщик по контракту сам не является производителем. И отсюда делается вывод: «Цена включает в себя накладные расходы и другие надбавки, которые не возникали бы при закупках изделий у непосредственных производителей». На счет этих надбавок следует отнести большую часть суммы в один миллиард восемьсот миллионов долларов, истраченных военным ведомством в 1981 году на запасные части. За винтик, который идет в обычной лавке по пять центов штука, военные платят семнадцать долларов пятьдесят девять центов; муфту для соединения электропроводов при ее нормальной розничной цене два доллара восемьдесят три цента военные берут за сто двадцать семь долларов пятьдесят два цента.
Лет сорок назад были созданы две военные комиссии по делам защиты американцев от нацистов. Располагая общим бюджетом в тридцать тысяч долларов, комиссии все еще регулярно собираются. Подполковник Джон Чайлд поясняет, что деньги идут на выплату жалованья и на развлечения. «Формальных заседаний мы теперь не проводим. Члены комиссий непринужденно общаются друг с другом в нерабочие часы».
Дариус Кинг, ветеран войны 1812 года, был списан с военной службы в 1814 году. В 1869 году, когда ему перевалило за семьдесят, он женился. Невесте было девятнадцать. Восемнадцать лет спустя он умер. Пенсию, положенную вдове заслуженного ветерана, миссис Кинг получала до июня 1938 года, когда она оставила этот свет в возрасте восьмидесяти лет. Дариус Кинг служил в действующей армии пятьдесят четыре дня. Пенсионные выплаты шли сто двадцать четыре года.
Давно сказано: «Есть три способа делать какое-нибудь дело—способ правильный, способ неправильный и способ армейский». Армия, флот и ВВС по сей день не научились поступать как все люди. Они не могут просто пойти и купить, что им нужно, даже если речь идет о самом обычном предмете, который имеется в вашем местном супермаркете или в хозяйственной лавке. Для начала им требуется выработать «военные спецификации». Двадцать четыре страницы идут на изложение спецификаций, которым должна соответствовать майка с короткими рукавами, пятнадцать страниц—когда дело касается жевательной резинки, и семнадцать—в случае с соевым соусом. Спецификации на деревянный зубной стимулятор (зубочистку), на болт или гайку, а также установленное кодовое обозначение предмета приводятся в числе аргументов, с помощью которых объясняют, почему все эти вещи стоят так дорого.
Из журнала «Тайм»: инженер Ралф Эпплгейт шесть лет назад был уволен из министерства обороны за разглашение того факта, что военное ведомство платит тысячу сто тридцать долларов за комплект поршневых колец, который гражданским лицам обходится всего в сто долларов. Все еще ожидаются разъяснения, почему ВМФ уплатил восемнадцать тысяч долларов за диван для офицерской кают-компании на одном эсминце. На вопрос, какие особые качества дивана сделали его столь дорогим, один адмирал ответил, что офицеры «будут пользоваться им долгое время».
Для пилотов, поднимающихся в кабину самолета А-10, ВВС США должны были закупить семьдесят одну алюминиевую лесенку высотой в десять футов. Каждая обошлась в одну тысячу шестьсот семьдесят шесть долларов. В большинстве хозяйственных магазинов десятифутовые лесенки продавались тогда по цене, не превышавшей ста долларов.
Стьюард Сторм, отставной моряк, ныне на государственной службе в Вашингтоне, занялся изучением громадных различий в ценах, которые платят за стандартные изделия соответственно гражданские и военные ведомства. Он обнаружил, что военный потребитель того или иного изделия не имеет никакого представления о его стоимости, поскольку этот потребитель и снабженец, осуществляющий закупку, представляют разные службы и разделены между собой границами департаментов. Такое положение сделало, например, возможным, что корпорация «Сперри» при поставке диодов военному флоту взяла с него по сто десять долларов за штуку вместо четырех центов, что составляет действительную цену в условиях оптовой закупки. Чтобы все стало ясно, Сторм отправился в магазинчик, торгующий радиодеталями, и принес оттуда купленный за девяносто девять центов пакет с десятью диодами, каждый из которых ВМФ ценит в сто десять долларов.
Из книги: Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера. М., «Прогресс», 1990