Пирведу здесь рассказ одного знакомого (шапочно) физика-атомщика, а так же цитату из книги другого физика Николая Карлова, которые, по мнению моего знакомого, не мешало бы вспоминать при сравнении людей нашего времени и людей из прошлой эпохи.
Берия, или как правильно блюсти государственные интересы.
На веб-странице Института Теоретической и Экспериментальной Физики (ИТЭФ) красуется здание,
где расположены дирекция и теоретический отдел ИТЭФ, во времена ядерного проекта ТТЛ --- ТеплоТехнической Лаборатории.
Я не видел эту историю ни в одном печатном источнике, но посетителям в ИТЭФ рассказывают ее часто.
До войны короткое время усадьба принадлежала Всесоюзному обществу садоводов или чему-то вроде этого. Пусть будут садоводы. Во время войны там был, естественно, госпиталь. В 1945 там появились физики-ядерщики. Садоводам не понравилось, что их территорию оцепили колючкой, и они подали жалобу на самый верх, что из-за каких-то чудаков усадьба придет в запустение, и особенно напирали на то, что на плафонах потолка у амурчиков уже и стрелы гнутся, а у вакханок прелести начали осыпаться. Жалоба пошла по инстанциям и с резолюцией ИВС "Разобраться" пришла к куратору ядерных дел Лаврентию Павловичу Берии. Берия снял вертушку, позвонил в нужный отдел ГУЛАГ-а, и потребовал немедленно найти парочку квалифицированных реставраторов с упором на слове "квалифицированный". Через неделю с двух разных лесоповалов доставили двоих, отвезли в Черемушки, показали на амурчиков с вакханками, выдали плотницкий инструмент, показали на доски для мостков, выдали расходный материал --- олифа, шпатлевка, краски, кисти и т.д. ---- и работа закипела. Когда стрелы у амурчиков засияли, а из-за аппетитных вакханок производительность труда ученых упала вдвое, Берию спросили, чего с этими двоими делать? Берия спросил: "Реставрация качественная?". "Качественная, Лаврентий Павлович." "Ну, если качественная, то по домам".
Вот что такое государственный подход: (1) Жалоба была правильная? Правильная. (2) Реставрация проведена? Проведена. (3) Качественно? Качественно. (4) Физики остались при своих интересах? Ну, кто бы сомневался! (5) Двое бедолаг с Колымы домой? Семьи счастливы? Еще как!
А вот какую усадьбу взамен получили садоводы, история умалчивает...
Дополню, что очень многие участники Атомного проекта оставили разные воспоминания, необязательно общедоступные. Среди авторов немало тех, кто по политическим взглядам Берию ненавидел, но я никогда не читал ни одной строчки и не слышал ни одного слова, где Берия характеризовался бы бездарным руководителем. Такого нет в воспоминаниях даже А.Д.Сахарова.
А теперь шикарный кусок из книги член-корра РАН, бывшего ректора МФТИ и бывшего Председателя ВАК (Высшей Аттестационной Комиссии) Николая Карлова Sapero audeo (Дерзаю знать). Кто увидит ее в книжном, покупайте и читайте, не пожалеете. Многие из мерзких персонажей этой истории где-то на задворках истории, Алкоголиков с Гайдаром в могиле, но меткие портреты их никого не оставят равнодушными. Текст длинноват, но интересующихся тем, как наши "демократы" сознательно и целенаправленно гнобили науку, он не оставит равнодушным. Я его кое-где урезал.
"Борис Георгиевич Салтыков, физтех выпyска 1963 года, занимался в моем семинаре по общей физике и стал министром науки и заместителем председателя правительства новой России. И именно в этом качестве он весной 1992 года предложил мне занять пост председателя ВАКа (Высшей Аттecтациoнной КОМИССИИ Российской Федерации).
Поначалу я отказался от этого лестного предложения, заявив, что cчитаю себя не вправе покинуть МФТИ. В ответ на это мнe предложили быть ректором либо по совместительству, либо на общественных началах. Это "мудрое решение" было откровенно противозаконным. Вудучи твердо уверенным в том, что Б.Г. Салтыкову этот фокус не удастся, я согласился. И ошибся, недооценив степень неyвaжения революционно настроенньых младореформаторов к ими же сочиняемым законам. Примерно за месяц Сaлтыков согласовал там, где это было необходимо, сие вопиющее нарушение установленного порядка, и я сдaлся.
В декабре 1992 года c подачи зампремьера B.Ф.Шумейко президент Ельцин вывел ВАК из юрисдикции Миннауки, дав ему статус комитета в составе правительства. A 30 декабря 1992 года он назначил меня председателем этого комитета. Я получил соответстующее удостоверение c подписью Б.H. Ельцина. Которое стало для меня пропуском-вездеходом по коридорам власти.
Говоря откровенно, изначально я не очень-то хорошо относился к идее высшей и единой для всеx видов наук Аттестационной комиссии. Меня, как и каждого нормального физика, раздражало отнесение к разряду наук того, что наукой не является, a есть чистой (впрочем, далеко не всегда очень-то уж чистой) воды идеология. B этой связи не могу не заметить, что доктор экономичeскиx Наук Егор Тимypович Гайдар и многие из его наиболее умных соратников, кандидаты и доктора тех же наук, отлично понимали полную вненаучность своих диссеpтaций. Наиболее честные из них автоматически накладывaли это понимание никчемности своих "научных" достижений на наши диссертации по физике, математике, химии , биологии и т. п. и в результате совершенно искренне считали науку в России излишней и ненужной.
Физики не понимали также и того, зачем президиум ВАКа, состоявший отнюдь не из физиков, должен принимать окончательное решение по работам, защищенным, скажем, в ФИАНе или в Физпроблемах. Поначалу я был настроен весьма скептически, и некоторая степень знания работы ВАКа изнутри сей скепсис не уменьшала. Умозрительно все казалось мне ясным. Но жизнь оказалась сложнее умозрительных сxем.
Прежде всего, меня возмутили неэтические поступки Б.H. Ельцина и ero ближайшего окружения. 3а 18 дней до моего назначения президент создал росийский ВАК. И в тот же день он подписал некое распоряжение, которое обязывало Миннауки передать Высшемy арбитражному суду РФ здание, специально построенное для ВАКа, которое тот занимал вот уже лет пятнадцать. Я не знаю, какой из этих документов (в один и тот же день!) подписывaла правая рука президента, a какой — левая. Очевидно только, что руки эти, руководствуясь пpотивополoжными интересами, друг друга о своих действиях не информировали. Я же был поставлен в дypaцкое положение.
Министр Салтыков yмыл руки. Он только смог отдать часть помещений своего министерства для размещения ВАКа, к тому совершенно не приспособленных и потому крайне неудобных.
Хождение во власть ничего не дало. До Ельцина меня не допустили. На мое письмо к нему не было никакогo ответа. Тогдашний руководитель его аппарата Юpий Владимирович Пeтров только мог громко возмущаться тем, что столь важные докyмeнты подписываются даже бeз того, чтобы его хотя бы yведомить. Секретарь Совета Безопасности Юрий Владимирович СКОКОВ, узнав обо всем этом, при мне позвоинил Гайдару и выразил свое непoнимание странного pешения вопроса о размещении ВАКа, на что он получил следующий безапелляционный ответ: арбитражный суд —это механизм рыночного хозяйствования, a ВАК нами даром не нужен! После чего кандидат технических наук, бывший генеральный директор НПО "Квант" (в девичестве — НИИ Источников Тока) заведующий базовой кафедрой МФТИ Ю.B. Скоков заметил Гaйдару, что тот уже доктор наук и что другие тожe жаждут степеней. На том их телефонная беседа и завершилась.
Ответ Гайдара меня, прямо скажем, не удовлетворил, и я решил добиваться встречи c Серым кардиналом ельцинской политики того времени, статс-секретарем Российской республики Геннaдием Эдуардовичем Бурбулисом. Аудиенция была мне предоставлена c похвальной быстротой и обставлена очeнь мило: пpекpасный чай, вкуснейшее печенье, a вежливый хозяин выразил мне глубочайшую признательность за то, что я очень помог нам (sic !), согласившись занять эту трудную должность.
После разговора Скокова c Гайдаром я был настороже, ловил намеки и нюансы, a посему быстро понял, чего на самом деле хочет этот иезуитски увертливый, приторно вежливый преподаватель марксизма-ленинизм из Свердловска, бывший заместитель директора Всесоюзного института повышения квалификации специалистов министерства цветной мeтaллypгии СССР. Они хотели, для чего, не знаю, уничтожить ВАК, похоронив его по первому разряду, и ocyществить такой казуистский план под председательством наивного, демократически настроенного <<академика>>, которого будет оче видно легко использовать в темную. Осознав это, я понял предназначенную мне роль. Я не Черчилль, но председательствовать при гибели империи — не намерен. Я не оправдаю доверия могильщиков СССР и не доведу ВАК России до прилично обставленной, вполне благопристойной кончины. Отказавшись от абсолютно бесперспективной борьбы за здание, я решил уйти в тень c тем, чтобы спокойно адаптироваться к новому для себя виду деятельности.
K счастью, волны внутригрупповой борьбы в ближайшем окружении Ельцина быстро смыли c пaлyбы государственного корабля России наиболее шустрых реформаторов, a оставшиеся вцепились в горло дрyг другу. На кону появились другие ставки, интерес к ВАКу был потерян. И слава Богу! ВАК получил передышку — сильные мира сего о нем забыли."
http://glav.su/forum/1-misc/1296/865731-message/#message865731
Отредактировано Wishtе (2015-07-23 11:08:13)