Елена Лезинская для 2000 17.12.2010 14:20:46
Елена Яковлевна Лезинская, кандидат технических наук
Меня как человека, 36 лет трудовой деятельности посвятившего вопросам производства труб для атомной энергетики (1962—1998 гг. — сотрудник Украинского, а затем Всесоюзного научно-исследовательского и конструкторско-технологического ин-та трубной промышленности — ВНИТИ, Днепропетровск), очень заинтересовала ваша статья «Что будет строить новая власть» (№ 41 (529), 15—21 октября 2010 г.), в особенности раздел «Атомный ренессанс».
Как и многие мои коллеги, стоявшие у истоков создания в послевоенной Украине мощного технологического потенциала, сделавшего ее промышленность ведущей в СССР в области производства различных видов труб специального назначения, с болью и обидой наблюдаю, как за время становления самостоятельного государства Украина разрушалось все то, чем гордилась Республика Украина.
Ведь за годы советской власти Украина превратилась в мощное индустриальное государство. Вклад предприятий трех регионов республики (Днепропетровского, Донецкого и Запорожского) составлял 40% металлургической промышленности всего Союза. Это привело к созданию в Днепропетровске Украинского министерства черной металлургии, чего не было ни в одной союзной республике, а наличие в Днепропетровской обл. трех крупнейших трубных заводов и ВНИТИ с его современным опытно-экспериментальным трубным заводом обеспечило еще и создание в этом министерстве своего специализированного главка — Укртрубопром.
Коротко из истории разработок для атомной энергетики.
1958 г. На Никопольском Южнотрубном заводе (ЮТЗ) совместно с УкрНИТИ по заданию предприятий Минсредмаша СССР разрабатывается технология производства целого комплекса различных размеров труб из нержавеющей стали для строительства первой атомной электростанции (АЭС). Там же изготавливают первые партии труб, и уже в 1959 г. начинает работать первая в мире АЭС в подмосковном городе Обнинске.
1962 г. В УкрНИТИ начинают разработку технологии производства новых видов труб для атомных реакторов на быстрых нейтронах (типа БН), а также для атомных подводных лодок. Разработанные технологии успешно внедряются на Никопольском Южнотрубном (ЮТЗ) и Первоуральском новотрубном (ПНТЗ) заводах.
Параллельно специалистами Украины (УкрГИПРОМЕЗ и ВНИТИ) разрабатываются технологические задания на строительство уникальных специализированных цехов по производству труб-оболочек тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) всех видов отечественных ядерных энергетических установок (ЯЭУ).
70—80-е гг. — растет удельный вес ядерной энергетики в общем энергетическом балансе стран СЭВ. К середине 1984-го в 25 странах введено в эксплуатацию более 300 АЭС.
За 30 лет, прошедших с момента пуска первой АЭС, мощность энергетических реакторов возросла в 300 раз. На начало 1984 г. в СССР действовало свыше 40 энергетических реакторов различных типов (РБМК — 13 блоков, ВВЭР — 13 блоков, БН — два блока). На трех трубных заводах страны — в Никополе, Первоуральске и Синаре (Свердловская обл.) — построены специализированные цеха для производства всех необходимых для АЭС типоразмеров труб.
Украинские институты и предприятия занимали ведущее положение по основным направлениям.
Харьковский физико-технический институт проводил ежегодные Всесоюзные школы по физике радиационных повреждений твердого тела и радиационным технологиям.
Во ВНИТИ (Днепропетровск) ежегодно проходил Всесоюзный семинар «Вопросы производства труб для атомной энергетики», ученым секретарем которого была автор этого материала и который действовал вплоть до распада СССР, когда Украина лишилась своей ведущей роли в этой важнейшей сфере.
Запорожский завод «Днепроспецсталь» под руководством ЦНИИ черной металлургии (Москва) осваивал технологии производства трубных заготовок из новых марок сталей, предназначенных для изготовления необходимых отечественным АЭС типоразмеров труб.
Никопольский ЮТЗ и специально построенный опытно-экспериментальный завод (ОЭЗ ВНИТИ, Днепропетровск) изготавливали трубы-оболочки для топливных сборок ядерных энергетических установок, работающих в самых тяжелых условиях эксплуатации.
ВНИТИ и Институт электросварки им. Патона совместно с российскими институтами и машиностроительными предприятиями решали проблемы транспортировки и хранения отработанного ядерного топлива.
Во ВНИТИ разрабатывалась новая нормативно-техническая документация для контроля качества труб, эксплуатируемых в конструкциях ЯЭУ.
Велись работы по созданию замкнутого топливного цикла в Украине...
Мы, металлурги, прекрасно понимаем, что такое современная техника и как она может быть опасна. Достаточно сказать, что обучение оператора АЭС — это шесть лет учебы в ВТУ им. Баумана и затем шесть-семь лет стажировки с опытным оператором на станции.
И вдруг — Украина «самостійна», у нас все есть, и мы все можем... Пан Яворивский знает, у кого нам покупать топливные сборки для наших АЭС, президент Ющенко заключает внеконкурсный контракт на поставку топливных сборок с фирмой Westighouse, которые нужно переделывать, т. к. они не подходят к нашим реакторам российской конструкции.
С наших действующих станций начинают массово уезжать в Россию опытные операторы — там больше платят... Во Всесоюзном трубном институте процветают «Единые энергетические системы», куда переходят научные сотрудники и за $100 в месяц считают количество отгруженных вагонов с трубами, теряя при этом свою квалификацию.
Институт (теперь уже Государственный трубный) продолжает деградировать. Уникальное оборудование опытно-экспериментального завода по частям сдается, вернее, продается на металлолом. Специалисты уходят на пенсию или в мир иной, а молодежь — в бизнес или на рынок.
Сегодня остались считаные специалисты вроде нас, которые еще надеются на «ренессанс». Мы уверены, что альтернативы ядерной энергетике в современном мире нет.
Источник: Еженедельник "2000"