Дмитрий ТЫМЧУК | 10.04.2013

Пока правительство Украины решает, что делать с кораблестроительными проектами для ВМС Украины, судостроительные предприятия бьются за заказы. Это касается и единственного украинского предприятия, специализирующегося на военном судоремонте – ОАО «Севастопольский морской завод».

В прошлом году, правда, Минобороны Украины подсобило «Севморзаводу» заказами на ремонт военно-морской техники. Завод в 3 раза увеличил объем производства по судоремонту по сравнению с 2011 годом благодаря работам по ремонту кораблей украинских ВМС. Однако это можно считать «разовой акцией». В 2012 году военное ведомство отремонтировало и вернуло боеготовность 20 боевым кораблям, катерам и судам обеспечения, некоторые из которых прошли ремонт и на «Севморзаводе». 4 единицы флота были списаны. С такими подходами уже через год-два заказы от ВМС на судоремонт закончатся, по крайней мере, в плане проведения масштабных ремонтных работ.

Судоремонтные предприятия нуждаются в планомерной и гарантированной загрузке. В конце марта первый заместитель председателя севастопольской госадминистрации Сергей Савенков заявил: «Конечно, таким серьезным заводам было бы комфортней работать, если бы они имели гарантии государственные – по ремонту, по строительству». И добавил: «На сегодняшний день Севморзавод пусть через раз, но начинает дышать. Должно произойти обновление предприятия. Работа должна планироваться не на год, а, как это было раньше, на пятилетие, потому что это очень серьезное производство» (1).

Для получения постоянных заказов севастопольские судоремонтники который год мечтают о возобновлении сотрудничества с Черноморским флотом РФ. Во-первых, численность кораблей и судов ЧФ РФ больше, чем у ВМС Украины. Во-вторых, корабли ЧФ постоянно выходят в море, личный состав занимается боевой подготовкой, на флоте идет напряженная работа. Техника нуждается в ремонте. Получить на него постоянные заказы означает гарантированно загрузить предприятие. 

Нарушившиеся в свое время партнерские отношения между украинскими судоремонтниками и российскими моряками до сегодняшнего дня так и не возобновились. Последним заказом от россиян для «Севморзавода» был флагман ЧФ РФ крейсер «Москва». С 2004 года корабли ЧФ отравляются на ремонт в Болгарию. И это тогда, когда рядом, в Севастополе, простаивает завод.

С 2010 года вопрос о ремонте кораблей Черноморского флота на Севастопольском заводе поднимается постоянно и в Украине, и в России. «Это экономически выгодно для россиян, если смотреть на себестоимость, а не на политику», – заявлял глава горсовета Юрий Дойников.

В сентябре 2011 года представители Черноморского флота России даже провели инспекцию «Севморзавода» на предмет реализации планов по размещению новых заказов. Тогда российская сторона решила удостовериться, что «Севморзавод» вышел из кризиса и на нем остались квалифицированные специалисты. Заявлялось, что возобновление сотрудничества России и «Севморзавода» начнется с размещения небольших заказов на ремонт кораблей ЧФ РФ, а затем выйдет на прежние объемы (2).

Ровно год назад, в марте 2012 года, генерал-полковник Леонид Ивашов, возглавлявший в 1996-2000 гг. Главное управление международного военного сотрудничества Генштаба ВС РФ заявил, что Россия должна вернуться к практике ремонта кораблей ЧФ РФ на «Севастопольском морском заводе». «Безусловно, это нонсенс, когда российские корабли, дислоцированные в Севастополе, ремонтируются в Болгарии», – сказал Ивашов. «Возвращение ремонта на Севастопольский завод – это не только рабочие места, но и политика укрепления дружбы и сотрудничества, сближение Украины и России», – подчеркнул он. Его мнение подержал и глава Института стран СНГ Константин Затулин. «Когда судоремонт осуществляется в Болгарии и Румынии, членах НАТО, то я не понимаю, почему мы должны отказываться от сотрудничества с севастопольскими заводами», – сказал Затулин (3). Звучали и другие заявления от украинских и российских политиков, чиновников и экспертов, поддерживающих эту идею.

Однако в конце января 2013 года пыл украинских судостроителей серьезно остудил начальник отдела гособоронзаказа ядерной и радиационной безопасности Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России  А. В. Давидов. Во время круглого стола в Николаеве по теме «Возможности восстановления и развития на рыночной основе российско-украинской экономической интеграции в судостроительном производственном комплексе» он заявил, что Черноморский флот России не будет проходить ремонт на верфях Украины (4).

По словам российского чиновника, в принципе, такое решение о ремонте не исключено, однако у российской стороны есть законодательные препятствия. «У нас есть пример: старая лодка, которая стоит долго в доке «Севморзавода», и ее никак не могут отремонтировать. Никто никого не хочет унижать, но вкладывать деньги в предприятие, зная, что по вашим же законам туда не смогут зайти на средний ремонт корабли, которые будут базироваться на территории Краснодарского края, никто не будет. По состоянию существующей нормативной базы российская сторона принимать решение о восстановлении флота на территории Украины не будет», – пояснил он.

Таким образом, вопрос вышел из плоскости каких-то внешнеполитических проблем и перешел на уровень готовности Украины адаптировать собственное законодательство под создавшуюся ситуацию. В самом конце марта 2013 года уже и в Госдуме РФ подтвердили, что готовы поддержать реализацию идеи возвращения ремонта кораблей ЧФ РФ на украинские заводы.

В частности, депутат от «Единой России» Олег Лебедев заявил о том, что базирование ЧФ РФ в Севастополе уже само по себе подразумевает необходимость взаимодействия российских моряков с украинской стороной и по ремонтным работам в частности. По его словам, с финансовой стороны ремонтировать черноморские корабли на месте экономически эффективнее. При активном сотрудничестве военной промышленности России и Украины обе страны «приобретут благополучие», подчеркнул Лебедев (5).

В начале апреля стало известно, что Минпромторг России совместно с Объединенной судостроительной корпорацией в ближайшее время должны будут провести комплексный анализ выполнения гособоронзаказа по обслуживанию кораблей ВМФ России с 2010 по 2012 г. и результаты представить в правительственную военно-промышленную комиссию.

Одновременно российская Объединенная судостроительная корпорация предложила вложить 5 мдрд. рублей в Новороссийский судоремонтный завод и сформировать для него четкую программу ремонта кораблей Черноморского флота до 2020 года. Как уточнил на заседании Морской коллегии при правительстве РФ президент ОАО «ОСК» Андрей Дьячков, «с учетом перспективного ремонта кораблей 1 и 2 ранга целесообразно производить его на территории Новороссийского судоремонтного завода, являющегося филиалом центра судоремонта "Звездочка". Программа развития этого головного филиала предполагает вложений 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета и 3,5 млрд. из собственных средств завода». По его словам, ОСК проводит ремонт и обслуживание кораблей Черноморского флота и в Севастополе, на 13-м и 91-м судоремонтных заводах, однако с учетом грядущего пополнения сил флота новыми дизельными подлодками и фрегатами судоремонтные мощности необходимо как можно скорее расширять (6).

Россия предметно подходит к решению вопроса о ремонте и поддержании боеспособности кораблей своего Черноморского флота. Причем имеющихся мощностей для ЧФ с учетом планов его пополнения явно недостаточно. В этих условиях, чтобы «вписаться» в планы российской стороны, украинскому правительству явно стоит форсировать вопрос с решением тех законодательных проблем, которые возникают вокруг решения вопроса возвращения ремонта на украинские заводы. И, очевидно, стоит все-таки прислушаться к мнению севастопольских властей и поднять этот вопрос на двусторонних переговорах Украины и России.

Однако, как недавно заявил посол Украины в РФ В. Ельченко, сейчас главное внимание уделяется «активизации решения вопросов, связанных с усовершенствованием и расширением договорно-правовой базы» по пребыванию ЧФ на территории Украины. И «среди проектов соглашений, работа над которыми с высокой вероятностью может завершиться в ближайшее время, является соглашение, которое регламентирует вопросы передвижения подразделений ЧФ вне мест их дислокации, а также соглашение, связанное с вопросами пересечения госграницы Украины подразделениями российского флота», подчеркнул посол (7).

Будет ли решен вопрос о ремонте кораблей ЧФ на украинских заводах, сказать сложно. Ведь, по мнению В. Ельченко,  «вопрос модернизации и обновления состава российского флота» предполагается решить «исключительно путем подписания соответствующего двустороннего соглашения». При этом дипломат отметил: «Такой международно-правовой акт должен закрепить положение об осуществлении ротации с соблюдением принципа "тип на тип, класс на класс", а также не привести к усилению военного потенциала ЧФ РФ на нашей территории».

1. http://www.nr2.ru/sevas/431669.html

2. http://www.maritimebusinessnews.com.ua/ … 14304.html

3. http://akademiagp.ru/l-ivashov-rossiya- … vmorzavod/

4. http://www.maritimebusinessnews.com.ua/ … 19984.html

5. http://komtv.org/8433-sevmorzavod-verne … ablej-chf/

6. vpk.name

7. http://interfax.com.ua/news/interview/146649.html
http://odnarodyna.com.ua/node/13015