Севастопольский вальс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Севастопольский вальс » Все обо всЁм » Минобрнауки обязало школьников писать выпускные сочинения


Минобрнауки обязало школьников писать выпускные сочинения

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Москва. 11 августа. INTERFAX.RU - С 2015 года школьники будут допускаться к единому государственному экзамену (ЕГЭ) только после получения "зачета" за написанное сочинение или изложение. Соответствующие изменения в порядке проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации (ГИА) утверждены Минобрнауки и вступят в силу со следующего года, сообщила в понедельник пресс-служба Рособрнадзора.

Согласно изменениям, с 2015 года выпускник должен написать сочинение, чтобы получить допуск к ГИА по программам среднего общего образования. Лица с ограниченными возможностями и дети-инвалиды имеют право написать вместо сочинения изложение.

"Сочинение (изложение) будет проводиться в выпускных классах в декабре по темам (текстам), подготовленным Рособрнадзором с учетом часовых поясов. Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет". Сочинение (изложение) можно будет пересдать в дополнительные сроки в феврале и апреле-мае", - отмечается в сообщении.

Кроме того, с будущего года к досрочной сдаче ГИА будут допускаться все желающие - обучающиеся и выпускники прошлых лет.

"Впервые участникам ГИА будет предоставлена возможность пересдать любой из учебных предметов в том случае, если получен неудовлетворительный результат. Такая возможность предоставляется на каждый предмет один раз на любом этапе проведения экзаменов", - говорится в сообщении пресс-службы.

Помимо этого, с 2015 года учащиеся смогут сдать ЕГЭ по отдельным предметам сразу после завершения их изучения. Например, географию можно будет сдать после окончания 10 класса.

Кроме того, раздел "Говорение" при сдаче ЕГЭ по иностранным языкам будет включаться в экзамен по желанию учащихся. Устные ответы на задания будут записываться на аудионосители.
http://www.interfax.ru/russia/390729

0

2

"ЕГЭ – это самая эффективная диверсия против нашей страны"
В России стартовала основная волна сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). 25 мая школьники сдавали предметы по выбору – географию и литературу, а 28 мая им предстоит экзамен по русскому языку. Рособрнадзор рапортует о том, что первый экзамен в субъектах Федерации прошел без утечки материалов и практически без нарушений. За всеми школьниками страны следят объективы видеокамер, а на входе каждый из них проходит через металлоискатель. Телефоны и иные электронные приборы перестают работать под действием "глушилок". Все это – чтобы обеспечить объективность экзамена. Но как ни крути, сама идея ЕГЭ обречена на провал, ведь экзамен не удовлетворил ни одно из ожиданий даже его создателей. По мнению историка, автора учебников по истории для школьников и студентов Евгения Спицына, ЕГЭ – это самая эффективная… диверсия против нашей страны. Об этом он рассказал в интервью Накануне.RU
Вопрос: На днях школьники сдавали первые в этом году экзамены ЕГЭ в основной "волне". Рособрнадзор отчитался, что утечки материалов и нарушений не было зафиксировано. Механизм проведения экзамена похвалил и сам президент Владимир Путин на совещании по реализации майских указов. Означает ли это, что страна начинает свыкаться с ЕГЭ и признавать его эффективность?
Евгений Спицын: О какой эффективности ЕГЭ можно говорить в принципе? На мой взгляд, это в чистом виде самая эффективная и одновременно самая зловредная диверсия против нашей страны, которую всячески пытаются прикрыть двумя совершенно лживыми посылами о "ликвидации коррупции" и о "социальных лифтах". Других "достоинств" этой системы не могут даже назвать ее инициаторы и разработчики – господа Виктор Болотов (научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ), Исаак Калина (бывший замминистра образования РФ, ныне начальник департамента образования Москвы), Александр Асмолов (академик Российской академии образования, бывший замминистра образования РФ, ныне директор ФИРО) и Ко.
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-05/1432801017_image_big_28748.jpg
Вопрос: Выходит, коррупция никуда не делась?
Евгений Спицын: Совершенно очевидно, что никуда коррупция из системы образования не исчезла, она лишь плавно перетекла из одного сосуда в другой, то есть с сугубо "институтского уровня" на уровень сдачи ЕГЭ, и об этом все и хорошо знают, и не говорит только ленивый. Особенно пышным цветом она расцвела в известных южных регионах, а "егэшный туризм" учеников из школы в школу стал притчей во языцех. Но самым страшным является даже не это, а то, о чем недавно сказал замглавы думского комитета по образованию господин Владимир Бурматов: "Никуда проблема коррупции не делась, все коррупционные схемы остались, чиновники, близкие к структурам Министерства образования, по-прежнему издают "решебники" по ЕГЭ и получают за это гонорары, сайты с ответами к ЕГЭ продолжают функционировать, оффшорные компании, занимающиеся "гарантированной" подготовкой к сдаче ЕГЭ, продолжают действовать, ни один из видов этого "серого" бизнеса не искоренен, министерством ничего не предпринято". И он совершенно прав в том, что без серьезной кадровой чистки в министерстве и подведомственных ему структурах, в частности в Рособорнадзоре и пресловутом ФИРО, которое возглавляет господин Александр Асмолов, ситуация к лучшему не изменится никогда.
Вопрос: Первоначально ЕГЭ задумывался как "социальный лифт" для школьников из отдаленных регионов. Предполагалось, что выпусники школ из дальних уголков страны получат те же шансы на поступление в престижные вузы, что и выпусники школ столичных. Решилась ли эта проблема?
Евгений Спицын: Что касается того, что ЕГЭ стал прекрасным "социальным лифтом", то это ложь, поскольку в Советском Союзе такой проблемы в принципе не существовало, и если вы посмотрите на то, где родились и получили школьное образование тысячи выдающихся советских ученых, партийных и государственных деятелей, военачальников, актеров и так далее, то не менее 80% были не просто выходцы из провинции, а выпускники самых обычных сельских школ, причем из такой глухой глубинки, что вы их на карте просто не найдете. Когда я сам учился в институте, у нас на курсе почти половина ребят были из Свердловска, Иркутска, Луганска, Мариуполя, Черкасс, Нальчика, Владимира, Сухуми, Баку, Новомосковска, Ташкента, Тарту, короче со всех уголков нашей страны и почти со всех республик Союза. Причем, тогда на нашем истфаке было 10 человек на место - это очень высокий показатель по советским меркам, и в институт действительно попадали самые достойные.
Сейчас же, при существующем минимуме часов по основным предметам, без репетиторов ЕГЭ на высокий балл просто не сдать. Скажите, а в селе или провинциальном городе много семей могут позволить себе репетиторов при средней зарплате в 15-20 тыс. руб.? Все это в чистом виде брехня.
Медведевско-ливановский "социальный лифт" - это и есть самый настоящий источник коррупции и абсолютнейшая провокация. Это провокация по очень хорошо продуманной и срежиссированной социал-дарвинистской, а по сути фашистской, доктрине педологии, "вариативности" и деления детей на касты "избранных" и "всяких прочих шведов", за которой стоят такие зловещие фигуры, как Александр Асмолов, Лев Любимов, Анатолий Кспаржак, Ярослав Кузьминов, Любовь Абанькина, Исаак Калина и другие либерал-реформаторы от образования.
Вопрос: С появлением ЕГЭ подготовка к выпускному экзамену в школах начинается чуть ли не с пятого класса. Стали ли школьники от этого умнее?
Евгений Спицын: Что касается знаний – ой, не смешите. Ну, какие могут быть знания, при нынешнем количестве часов по основным предметам, при нынешних учебниках, извините, но даже при нынешнем качестве учительского корпуса? Я, безусловно, не говорю про всех учителей, среди них много достойных профессионалов своего дела, я говорю о той тенденции, которая в ближайшие 5-10 лет превратится в правило и окончательно разрушит нашу среднюю школу.
Смотрите, что происходит: уже в начальной школе с первого класса закладывается разрушение всего образования, поскольку многие дети учатся по "Букварю" Даниила Эльконина, Галины Цукерман и Елены Бугрименко ("Просвещение"), который, как написано в его аннотации: "Отличается целостным подходом к процессу овладения чтением и письмом как РЕЧЕВЫМ действием, основанным на использовании звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте". В результате дети сначала проходят звуки, а только потом буквы, и на вопрос учителя - назовите известное вам слово на букву "А" - пол-класса кричат "агурец"! А потом мы удивляемся тотальной безграмотности наших школьников и студентов. А ведь им это уже вбито на подсознательном уровне!
Помните, Иосиф Сталин в 1929 г. написал знаменитую статью "Год великого перелома", где заявил, что в "колхозном строительстве наступил год великого перелома", поскольку "в колхозы пошел середняк". Так вот, я очень боюсь, что через 3-4 года такой же "год великого перелома", но только со знаком минус, наступит в школе, когда туда массово хлынут современные "педагоги-болонки", обученные по болонской системе, уже разрушившей нашу высшую школу. Скажите на милость, как можно профессионального историка, получившего диплом об окончании бакалавриата, назвать историком, если он даже не изучал курсы археологии и историографии? А ведь, историография, которую нам на четвертом курсе читал знаменитый профессор Николай Иванович Павленко, которому, кстати сказать, идет уже 100-й год, это "святая святых" профессионального историка, это "высшая математика" истории, это то, что отличает настоящего историка от разного рода "любителей истории" и "фолк-историков", которых сейчас пруд пруди. А ведь именно их подделками наводнен современный рынок исторической литературы, и многие учителя истории уже сами не могут разобраться "ху ис ху". А что же тогда ждать от учеников.
Поэтому у нас сейчас в ходу всякие фальшивые "теории" о предателе Александре Невском, о "секретных протоколах" Гитлера и Сталина, которые в глаза никто не видел и так далее. На Украине подобного рода литература и учебники уже сделали свое грязное дело и зомбировали целое поколение тамошних свидомитов.
Вопрос: За все время существования ЕГЭ страну накрыла волна самоубийств школьников якобы на почве переживаний о ЕГЭ. С чем это связано?
Евгений Спицын: Любой экзамен для любого адекватного и ответственного человека – это стресс, тем более для детей с неустоявшейся психикой. И раньше у детей в период сдачи экзаменов случались нервные стрессы, но все же они были единичны, поскольку сама сдача экзаменов носила более щадящий, "человечный" характер, никакого "апокалипсиса" не было. Сейчас же нервный стресс и психическое расстройство стали верным спутником ЕГЭ, поскольку детям постоянно внушается мысль вроде: "не сдашь ЕГЭ – пиши пропало, не будет аттестата, пойдешь в армию или на панель, не будешь успешен, превратишься в люмпена" и тому подобный бред. А результат трагичен – количество самоубийств на почве нервных стрессов, связанных с ЕГЭ, просто катастрофично.
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-05/1432806621_image_big_60721.jpg
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-05/1432806645_image_big_60722.jpg
Я полностью согласен с тем, что сама система сдачи ЕГЭ провоцирует нервные срывы, психозы и самоубийства. Но, сама система капитализма провоцирует весь этот кошмар, это общество живет по англосаксонским законам Адама Смита и Чарлза Дарвина – "человек человеку волк" и "выживает сильнейший". Ведь в свое время были сделаны целые научные исследования, которые со всей очевидностью показали, что за прошлый 20 век во всем мире было несколько "суицидальных волн" - в 1900-х гг., когда мир вступил в эпоху империализма, в 1920-1930-х гг. – в эпоху так называемой "Великой депрессии", в 1970-х гг. – в период двух "нефтяных шоков", в 1990-х гг. – в период краха социалистической системы и так далее.
Вопрос: Так, может быть, пора вернуться к прежней системе образования, раз ЕГЭ не оправдал ожиданий и даже навредил обществу?
Евгений Спицын: Да и только да! Советская система, при всех ее изъянах, была все же системой, а не набором каких-то идиотских технологий, не связанных между собой псевдоучебных программ, набором антинаучных фактов, трактовок и так далее. В советской системе, во-первых, были прекрасные учебники, написанные самыми авторитетными учеными, например, академиком Борисом Рыбаковым по истории или академиком Андреем Колмогоровым по алгебре и геометрии. По этим учебникам любой школьник сам мог пройти курс обучения и сдать спокойно экзамен, не прибегая к помощи учителя.
Во-вторых, в советской системе существовало единство образовательного процесса на всей огромной территории Советского Союза, и я хорошо помню, что к нам в класс довольно часто посреди учебного года приходили дети военных летчиков, которые приезжали учиться в Военно-Воздушную Академию им. Ю.А.Гагарина. Они спокойно входили в учебный процесс и ничем не отличались от нас, москвичей.
В-третьих, уровень подготовки советских учителей был выше всяких похвал. Это не значит, что среди них не было дураков или неучей, но в общей своей массе это были не просто учителя-предметники, а ПРОСВЕЩЕНЦЫ, с очень хорошей общей подготовкой, настоящая элита страны, соль земли, которые были в состоянии передать своим ученикам "мудрость поколений" и так далее.
http://cdn.topwar.ru/uploads/posts/2015-05/1432801273_image_big_77956.jpg
Наконец, в советской системе был очень разумный набор обязательных школьных предметов с четко выверенной программой и достаточным количеством часов по ним, что позволяло на выходе получить в целом образованного человека, а не носителя каких-то псевдонаучных отрывочных знаний. В общем, на эту тему можно много говорить.
А на счет вернуться к советской системе – да и только да! И выдумывать ничего не надо, все давно и хорошо известно, и принесло свои прекрасные плоды. Хотя, безусловно, в советскую систему нужно инкорпорировать современные методики преподавания, которые доказали свою эффективность, и те компьютерные технологии, которые облегчают учебный процесс, делают его интереснее и насыщеннее.
Ссылка

И куда приведёт такое образование через одно-два поколения? В страну Дураков, на Поле Чудес... Советская образовательная школа была качественной и на несколько порядков выше - это неоспоримый факт!

0

3

Listrigon написал(а):

И куда приведёт такое образование через одно-два поколения? В страну Дураков, на Поле Чудес... Советская образовательная школа была качественной и на несколько порядков выше - это неоспоримый факт!

Я не могу охарактеризовать сегодняшнюю методику обучения - детали не знаю, но могу сказть достоверно, дети знают меньше, чем мы когда-то в их возрасте. И мне кажется, дело не совсем в ЕГЭ, а в том, как эти знания преподносятся - преподавательский состав. Полностью согласна, что не нужно "изобретать велосипед", а возвращаться к "советской" системе, коль в сравнии, результативность "старой школы" очевидна. И начинать с кадров... :dontknow:

0

4

Зачем нужен ЕГЭ
http://rusrand.ru/files/15/06/01/150601020547_original_1_1.jpg
Последнее время только ленивый не критикует ЕГЭ. Однако со своими целями, реальными, а не декларируемыми, Единый государственный экзамен отлично справляется.
Долгое время считалось, советское образование самое лучшее в мире и остальные нам завидуют. Не лишено некоторых оснований, учитывая, что в основу советской образовательной программы легла значительно обкусанная, адаптированная под крестьян и рабочих программа гимназическая, изначально рассчитанная для подготовки профессиональных управленцев и прочей элиты. В остальном цивилизованном мире подобный курс проходили менее 10% населения – за очень большие деньги.
В Советской России не ты искал хорошее образование, используя связи и родительский капитал, а образование в обязательно порядке находило тебя. Зачем большевикам понадобились такие бесчеловечные эксперименты над населением, которое в массе своей сложно заподозрить в тяге к знаниям? Мечтали вырастить из каждой кухарки по вождю, пытались повысить конкурентоспособность СССР на международной арене, ускорить модернизацию, создать из крестьянства пролетариат, воплощали в жизнь коммунистические догмы о человеке будущего – вопрос открытый.
Так или иначе, долгое время учеников в России учили не только обязательному минимуму: свечей не есть и стеклом не умываться, но и давали знания бесполезные, излишние, зачастую опасные для государства и общества. Сама суть школьного образования была искажена. Ведь школа – не только и не столько элемент образовательной системы, но, прежде всего, часть репрессивного аппарата, призванная обкорнать мозги школьника, научить воспринимать реальность, как принято в социуме, привить ему категории долга, ответственности и собственной никчемности. Он бы и сам дошел до этих простых открытий, но десятилетнее заключение в четырех стенах вместе с враждебно настроенными сверстниками и специально обученными учителями процесс интеграции значительно ускоряет.
Таким образом, школьное образование в России долгое время было избыточным и неэффективным, нуждалось в обязательном реформировании, которое неизбежно случилось.
Основными причинами введения Единого государственного экзамена называли коррупцию и блат при поступлении в ВУЗы, дескать, ЕГЭ обеспечит равенство возможностей. Разумеется, в стране, где «коррупция и оргпреступность такие же несущие конструкции социального порядка, как школа, полиция и мораль» (© Владислав Юрьевич Сурков, Помощник президента Российской Федерации) никакого равенства возможностей быть не может, впрочем, как и нет его во всем мире.
По данным опроса Левада-Центра от мая 2014, 38% россиян считают: с введением ЕГЭ количество взяток и блата осталось прежним; 25% уверены: коррупции стало еще больше; и только 15% говорят об уменьшении
http://rusrand.ru/files/15/06/01/150601015850_1.jpg
При этом доли тех, кто «За!» ЕГЭ и тех, кто «Против!», примерно одинаковы – 43% и 38%
http://rusrand.ru/files/15/06/01/150601015909_2.jpg
По мнению общества, Единый государственный экзамен никакого равенства не обеспечивает, но почти половину этого общества ЕГЭ устраивает. В чем причина? Причина в том, что никому никакого равенство не нужно. Нужно конкурентное преимущество конкретно для своего отпрыска. И большинство уже приспособились, не в последнюю очередь благодаря той самой коррупции и блату, которые на словах все так порицают.
Собственно, реальных задач у ЕГЭ две:
1. Оптимизировать систему образования, то есть перестать тратить время и силы, чтобы вдолбить большинству знания и навыки, которые им в жизни никогда не пригодятся;
2. Повысить управляемость общества с помощью принципа, сформулированного еще древними китайцами: «премудрый человек, управляя людьми, опустошает их головы и наполняет их животы… всегда делает так, что у людей нет ни знаний, ни желаний, а знающие не осмеливаются что-либо предпринять».
По первому пункту наблюдаются удивительные достижения. Если до 2012 года соотношение учителей, учеников и школ «гуляло», сигнализируя о некотором разброде и шатании в образовательной политике, то сейчас показатели прирастают удивительно синхронно, свидетельствуя о первых шагах к оптимизации:
http://rusrand.ru/files/15/06/01/150601015953_3.jpg
Насколько повысилась управляемость граждан – сложно сказать. Но, судя по рейтингу Президента, лояльность к власти определенно выросла.
Резюмируя: скоро молодым учителям не нужно будет мучительно придумывать ответ на вопрос «А зачем мне Ваша математика/биология/физика/(нужное вписать)?» и врать что-то невразумительное и малоправдоподобное, краснея по неопытности. Вопросов с каждым годом ожидается все меньше и меньше.
Артём Конопелько

Полная дебилизация всей страны, вот главная цель этой программы

0

5

ЕГЭ содержит системный запрет на воспитание в России инженеров и конструкторов.
http://cont.ws/uploads/pic/2015/6/1%20%2812%29.jpg
Единая для всей страны система аттестации школьников - ЕГЭ – содержит системный запрет на воспитание техников, инженеров и конструкторов для российской экономики.
В стране полным ходом идет сдача экзаменов нашими детьми. Экзаменов по системе ЕГЭ. Ребята 11 лет усиленно, «потом и кровью» «грызли гранит науки» для того, чтобы стать нужными обществу, получать достойную зарплату, содержать свою семью, стать уважаемыми людьми.
Но вступая во взрослую жизнь, ребенок сталкивается с огромной несправедливостью. Почему успешно сдав русский, математику, обществознание и имея по этим экзаменам приличные баллы молодой человек не может поступить в Бауманку, Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина ? Все очень просто – эти ВУЗы для технических специальностей. При поступлении на них нужно сдавать еще и физику, или информатику. А вы думаете, это так просто? Заявился, и досдал физику?
После 9-го класса школьник начинает усиленно готовиться по тем предметам, сумма баллов по которым, даст проходной балл для поступления на бюджетное место в выбранный ВУЗ, на выбранную специальность. Например: на специальность «менеджер» нужно учить только русский язык, математику и обществознание; на специальность «Техника и технологии наземного транспорта» нужно учить русский язык, математику, физику и информатику. И ни как иначе!
Т.е. в 15 лет молодой человек должен определиться с выбором профессии. Вот Вы скажите – Вы знали, кем станете в 15 лет? Лично я определился, что мне ближе «железяки», или «гуманитарка» только после армии. Подросток выбирает свой будущий жизненный путь по методу «пальцем в небо». И предпочтения его сменятся за эти два года еще не раз. А все – поезд ушел. Если усиленно готовил только конкретные три или четыре предмета, на остальные приходится «забить». И если тебя твои учителя и репетиторы натаскивали с 9-го по 11-ый класс, для поступления в ВУЗ на менеджера (русский язык, математику и обществознание), то сдавая в 11-м классе ЕГЭ, для поступления в ВУЗ на инженерную профессию (русский язык, математику, физику и информатику), ты 100% будешь иметь провальные баллы, и вообще никуда не поступишь.
В 15 лет ребенка принуждают выбрать профессию. К чему будут подталкивать школьные учителя, которые прекрасно разбираются только в гуманитарных профессиях и которые в жизни не видели производства. К чему будут принуждать ребенка родители, которые, по опыту своей молодости, уверены, что надежно и престижно быть юристом, экономистом, бухгалтером, прокурором? Кто среди сверстников является примером для подражания? Спортсмены, музыканты, КВНщики, креативщики. С уверенностью более чем 50 % можно сказать, что ребенок выбирает ГУМАНИТАРНОЕ направление последующего обучения. И все – попал, голубок!
Мы знаем, что в инженерно-техническом кадровом резерве – будущее успешной и эффективной экономики России. НО наша школа продвигает Гуманитарное профессиональное направление воспитания школьника, а система аттестации ЕГЭ жестко запрещает подрастающему поколению смену ГУМАНИТАРНОГО направления на ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ будущей профессии.
Ссылка

0

6

СЕРГЕЙ КАПИЦА: КАК РОССИЮ НАМЕРЕННО ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДЕБИЛОВ
http://moiarussia.ru/wp-content/uploads/2016/02/sergei-petrovici-kapitca-min-e1454594505763.jpg
«Если вы перед людьми изображаете умника, говорите с ними на каком-то заграничном языке – этого они вам не прощают»
Слова из заголовка были сказаны Сергеем Петровичем еще в 2009 году, в одном из интервью газете АИФ. Тема духовной, культурной и нравственной деградации поколений в России была ему особенно близка. Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы, советский и российский учёный-физик, просветитель Сергей Петрович Капица для большинства из нас не нуждается в представлении.
Но вернемся к словам Сергея Петровича, сказанные им в 2009 году, ведь они оказались пророческими. На дворе 2016 год, и поколение современной молодежи по-прежнему все меньше читают русскую классику, уже не так разборчиво пишут, чернила, ручки, книги сменились гаджетами и мобильными приложениями. Поколение мобильных и самоуверенных, информированных и псевдо прогрессирующих людей с головой ушедших в оцифрованный мир, с легкостью подменивший настоящий, где нет места чувствам и эмоциям.
Сергей Петрович неоднократно делился своими мыслями о современном поколении, а также нередко объяснял разницу между поколениями.
Мы собрали самые важные, на наш взгляд, выдержки из интервью великого мыслителя Сергея Петровича Капицы, и попробуем разобраться, понять, что изменилось с 2009 по 2016 год, есть ли повод раздувать панические сопли и так ли все плохо в современной России?
Предыстория: В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам — культуры и образования — нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? По этому поводу в 2009 году газета АИФ взяла небольшое, но развернутое интервью у профессора С. П. Капицы. Вот выдержки из этого интервью:
«Россию превращают в страну дураков»
«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.
Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?»
Зачем человеку читать?
«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих.
Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?»
Роль ЕГЭ в образовании
«Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания.
А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.»
Чувства вместо умов
«…Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции.
Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей.
Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии!
И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это.
Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть.
Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами — они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом?
Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
Мы сами себя разрушили
∗ Выдержка из интервью за 2008 год.
— Сколько вообще теперь понадобится лет, чтобы российская наука вновь отвоевала утерянные позиции?
— Моего отца в 1935 году Сталин оставил в Советском Союзе, за два года построив ему институт. У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было.
— В массовом сознании сложился устойчивый стереотип: развал страны — это диверсия Запада. А как вы считаете, что послужило причиной этому: наша безалаберность, глупость или борьба за передел мира, чтобы сильную и мощную страну опустить до какого-то предела и потом её доить: нефть — газ, нефть -газ?
— Такие попытки были, но они не удались. Мы сами себя разрушили.
На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили 12 миллиардов на квартиры для молодых учёных, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны. И закончил словами:
«Если вы и дальше будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у такой страны нет». Вышел скандал, и председатель сказал, что согласен с мыслями профессора Капицы, но не с его формулировками.
— Как вам среди этих стрессов, борьбы, обид удалось сохранить такую энергию, остроту ума?
— Нужно уметь находить себе дела. Когда меня прогоняли с телевидения, я занялся демографической наукой. Когда не мог заниматься ускорителем, нашёл себе другое занятие. И так было несколько раз в моей жизни.
И потом, у меня есть пример моего отца. Ведь отец, после того как Берия снял его с руководства Институтом физических проблем и кислородной промышленности, 8 лет прожил хоть и внутри страны, но, по сути, в изгнании — на даче. Меня тогда тоже уволили из ЦАГИ, карьера в авиации не состоялась. Я стал помогать отцу, и вместе начали заниматься экспериментальной работой по изучению течения тонких плёнок жидкости. Чем это кончилось? В прошлом году я был введён в совет премии «Глобальная энергия». И один из её лауреатов — англичанин — получил её как раз за изучение тех самых плёнок, которыми занимался мой отец, и трогательно заявил об этом при получении премии!
— Получается, что самый главный секрет долгожительства — увлечённость своим делом?
— Конечно! И тогда всё будет в порядке.
Пора внедрять добро
— Сергей Петрович, объясните, пожалуйста, такое несоответствие. Сегодня Интернет связал мир в единую сеть, развиваются нано-технологии, ведётся активное изучение стволовых клеток, клонирования… Казалось бы, учёные всё делают для того, чтобы жизнь человека стала лёгкой и безбедной. А в реальности люди по-прежнему болеют много, живут мало и тяжело.
— Думаю, дело в том, что общество не может правильно распорядиться своими знаниями.
— А как можно обвинять общество? Говорят, к примеру, мол, люди сами виноваты в том, что спиваются, потому что неправильно используют водку, — Менделеев её открыл в научных целях. Ну а как её ещё использовать? Только для примочек? Или взять создание ядерного оружия…
— Ядерное оружие — самый страшный пример. Мечта о самой большой бомбе завела человечество в тупик. Великое счастье, что во время всех этих переворотов, которые прокатились по миру, не случилось ядерной катастрофы.
Сейчас ядерные арсеналы уменьшаются, но медленно. И человечеству надо учиться жить с этим злом. Но проблема ядерного оружия не только техническая. Это ещё и проблема человеческого сознания и воспитания.
Смотрите, в Америке оружие носят все — включая школьников и людей с нездоровой психикой. Оружие стало более доступным, а мозги человеческие — менее устойчивыми. Эта неустойчивость — реакция на технический прогресс, когда наше сознание не успевает освоить созданную нами же технику. С моей точки зрения, это один из самых глубоких кризисов современного мира.
Поэтому ничего лучше правильного воспитания не придумаешь! Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся. Но если мы не будем задумываться над этой проблемой серьёзно, человечество придёт к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании. Считать, что общество может дрейфовать куда угодно, — путь к самоубийству. Ведь человек отличается от животного только наличием культуры. Хотя и у животных не всё так примитивно — у них тоже есть запреты.
Звери не поедают самих себя — волки волками не питаются. В отличие от людей, которые легко «пожирают» себе подобных. Поэтому пора уже доброе и важное не только созидать, но и активно внедрять. Ведь та же заповедь «Не убий!» не требует пояснений — она требует исполнения.
На игле чужих технологий
— А почему человечество оказалось слабым звеном прогресса? Компьютеры стали суперсовершенными, а мы остались такими же, как миллион лет назад.
— А вы взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, «железо» и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10-20 раз дороже «железа», потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. «Железа» — энергии, оружия — у нас сколько угодно. А программное обеспечение — назовите это культурным потенциалом — отстаёт.
— У компьютеров, по крайней мере, проблема «железа» решена, но медицинская наука ещё не может решить проблемы человеческого тела.
— Тут уже много зависит от вас: пропиваете ли вы свою жизнь, перегружаете ли стрессами. Да и мозг, к сожалению, изнашивается гораздо быстрее тела. В Америке есть старухи, которым почти под 100 лет, они доживают свой век в одиночестве, в отелях, страдая от болезней Альцгеймера или Паркинсона. Жалкое зрелище! Получается, что душа умирает раньше тела. А это неправильно: нужно умирать вместе! (Смеётся.)
— Но всё равно мы даже грипп и насморк не можем победить! Про рак уже не говорю!
— В этом случае прежде всего нужна ранняя диагностика. Если вовремя заметить болезнь, шансы на исцеление многократно возрастают. Но подобные процедуры требуют и много денег, и квалифицированных врачей, и техники. Если бы приборы для ранней диагностики были доступны не только богачам, то смертность от рака снизилась бы.
В своё время — «в той жизни», как я говорю, — я занимался разработкой ускорителей. У них есть две сферы применения. Первая — безопасность корпусов ядерных реакторов. Но с их помощью можно было излечивать людей от рака. Прибор воздействовал на поражённый орган, не задевая ничего вокруг. Перед тем как в стране всё рухнуло, у нас было сделано 6 машин: одна до сих пор работает в Институте имени Герцена, через неё прошли 20 тысяч человек. Чтобы обеспечить весь СССР, нужно было 1000 машин, и мы были готовы их производить. Но тут, в эпоху чудовищного хаоса, к российским чиновникам пришли немцы и сказали:
«Мы дадим вам миллиардный заём, чтобы вы смогли купить наши машины». В результате мы оказались посаженными на иглу немецкой технологии. Мы писали письма, что у нас есть и клинический опыт, и что наши машины дешевле в эксплуатации, а мне отвечали: мол, чтобы изменить ситуацию, нужно дать такому-то чиновнику 20% «отката». И так — в любых областях.
От редакции: Сергей Петрович Капица был выдающейся личностью. Он относился к категории людей, меняющих этот мир к лучшему. Мудрых, гениальных людей хочется слушать сутками, прислушиваться к их жизненному опыту, суждениям, мыслям, вдохновляясь идеями внедрять в свою жизнь самое лучшее — такие люди плохого не посоветуют, плохому не научат.
Сергей Петрович прожил долгую, насыщенную жизнь, умер в Москве 14 августа 2012 года, в возрасте 84-х лет.
«А я — русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространённая формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии»
Ссылка

0

7

Васильева: астрономия появится в школах уже в следующем учебном году
По словам главы Минобрнауки, новые учебники по этому предмету разрабатывать не будут, но планируют дополнять существующие
Предмет "астрономия" вернется в школы уже в следующем учебном году. Об этом заявила журналистам глава Минобрнауки Ольга Васильева. "С этого года нам сложно возвращать (астрономию), со следующего она будет включена", - сказала министр, отвечая на вопрос, когда астрономия появится в школьной программе. Она добавила, что специально разрабатывать новые учебники Минобрнауки не будет. "По астрономии у нас есть хорошие учебники, но то, что они будут дополняться и меняться, это безусловно", - заключила Васильева.
ТАСС

Нужно спросить участника ЕГЭ, что вращается Солнце вокруг Земли или наоборот. Не думаю, что ответ будет правильным… Жаль, поколение ЕГЭ и покемонов…

0


Вы здесь » Севастопольский вальс » Все обо всЁм » Минобрнауки обязало школьников писать выпускные сочинения