В мире появилась новая культура потребления - люди не покупают вещи или услуги, а обмениваются ими. "Левые" экономисты все чаще говорят о приближающейся кончине традиционного капитализма. В Deutsche Bank Recearch решили выяснить, насколько верны эти слухи

Франкфурт-на-Майне. 22 июля. FINMARKET.RU - Развитие технологий привело к формированию новой культуры потребления. Сегодня многие люди предпочитают одалживать вещи или обмениваться услугами, а не покупать их. Футурологи уже рисуют картины будущего, где соседи покупают общий автомобиль, а туристы вместо того, чтобы бронировать дорогой отель, арендуют квартиру у обычных жителей.

    Впервые концепцию "гигономики" - экономики, основанной на совместном потреблении, - сформулировал сторонник программного обеспечения с открытом кодом профессор права Гарвардского университета Йохай Бенклер. В 2002 году он выступил с идей, что сетевые технологии помогут человечеству справиться с "трагедией общин" - ситуацией когда общие ресурсы истощаются из-за того, что люди действуют исключительно в своих собственных интересах.
    В середине 2000-х годов экономисты заметили интересный феномен. Вслед за развитием веб-технологий в обществе начало меняться отношение к владению вещами. Благодаря смартфонам и соцсетям для того, чтобы арендовать машину и велосипед, больше не нужно идти в специальную фирму, занимающуюся прокатом автомобилей. Найти человека, готового одолжить свой транспорт на некоторое время, стало возможно всего в несколько кликов. Многие компании взяли эту бизнес-модель на вооружение.
    Сегодня сервис Airbnb позволяет без посредников снять или сдать квартиру, комнату и дома. Компания была запущена в 2008 году, и за это время вышла на рынок 186 стран. В январе 2012 сервис заработал и в России.
    Согласно результатам исследования, проведенного в начале этого года компаний Altimeter Group, вклад этой полупартизанской компании в экономику превосходит показатели традиционных фирм. Благодаря Airbnb бюджет Парижа получил дополнительные $ 240 млн: туристы, воспользовавшиеся сервисом, провели в городе в среднем на пять ночей больше, чем путешественники, остановившиеся в обычных отелях.
    Появление файлообменников навсегда изменило систему распространения цифрового контента. Аудио-и видеофайлы отделились от физических носителей. Теперь в интернете можно бесплатно скачать песню, и качество звучания будет не хуже, чем на CD-диске. Более того, эту песню можно переслать другим пользователям. И это кардинально отличает сегодняшнюю музыкальную индустрию: в аналоговую эру покупка виниловой пластинки подразумевала, что у нее будет только один собственник.
Полностью