Текст: Иван Карасев (Краснодарский край)
Председатель Верховной Рады Крыма Владимир Константинов на встрече с депутатами автономной республики поручил постоянным комиссиям местного парламента изучить перспективы создания еврорегиона "Крым - Кубань".

Еврорегион - это довольно распространенная форма международной интеграции нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседних государств Европы. Как заявляют власти республики, у Крыма и Краснодарского края есть все предпосылки для того, чтобы успешно расширять межрегиональное сотрудничество в новом формате. "Это позволит ускорить развитие в экономической, инвестиционной и социально-культурной сферах", - уверен Константинов.

Спикер крымского парламента в своем выступлении также подчеркнул, что президент Украины Виктор Янукович считает важным развитие межрегионального сотрудничества и проектов еврорегионов. Кабинетом министров Украины уже утверждена госпрограмма трансграничного сотрудничества на 2011-2015 годы, в соответствии с которой будет осуществляться государственная поддержка создания еврорегионов.

- Появление еврорегиона означает устранение таможенных барьеров и препятствий для перемещения рабочей силы, - прокомментировал "РГ" эту новость главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. - Для Украины это станет гарантией стабильного осуществления экономических контактов с Россией в рамках ВТО. Данное структурное изменение эквивалентно снижению налогов на несколько процентов от оборота предприятий. Для России создание еврорегиона будет стимулировать развитие совместных предприятий в области АПК, строительства, туризма, транспорта, а также - в среднесрочном периоде - отдельных отраслей обработки и сферы производственных услуг за счет расширения рынков сбыта, снижения издержек и рисков.

Новый формат взаимодействия между приграничными территориями, считают эксперты, позволяет его участникам организовывать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты. Сейчас в Европе действуют около 120 такого рода еврорегионов.

Кстати, Россия и Украина в октябре 2010 года уже создали еврорегион "Донбасс", объединяющий Луганскую и Донецкую области Украины и Ростовскую область, а еще раньше - "Слобожанщину" (Харьковская и Белгородская области) и "Ярославну" (Сумская и Курская области).

По данным Южного таможенного управления РФ, на долю Украины в разные годы приходилось до 15 процентов объемов экспортно-импортных операций в ЮФО. Именно это государство находится на втором месте по данному показателю среди стран-контрагентов.

В прошлом году на фоне создания еврорегиона "Донбасс" оборот внешней торговли с Украиной вырос на 13 процентов, что, по словам экспертов, очень неплохо для среднесрочного периода.

- Товарная структура российского экспорта в основном представлена минеральными продуктами, - отмечает Осин, - это 42 процента от всего экспорта. Вывоз минеральной продукции почти на три четверти представлен нефтепродуктами и на четверть - углем. Также в структуре нашего экспорта представлена продукция машиностроительной (26 процентов) и химической (16 процентов) промышленности. Ведущими поставщиками минеральной продукции выступают предприятия Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей, в машиностроительной сфере - предприятия Ростовской области, а в химической - Волгоградской области и Кубани.

Пока власти Краснодарского края не прокомментировали инициативу украинских коллег. Однако проект создания еврорегиона "Крым-Кубань" обсуждался в свое время на I Межрегиональном экономическом форуме "Россия-Украина" в Геленджике.

- Крайне важно, что товарооборот Краснодарского края с Украиной постоянно растет, - отметил тогда в своем выступлении губернатор Александр Ткачев. - Ежегодный оборот внешней торговли составляет до полумиллиарда долларов. Все это - прямое следствие укрепления экономического сотрудничества. За последние годы объем украинских инвестиций в Краснодарский край вырос почти вдвое, на территории региона работают порядка 20 совместных предприятий. Ключевым условием для расширения экономического взаимодействия с Украиной не только региона, но и России в целом является развитие, модернизация существующей транспортной инфраструктуры. Пока ее возможности нас существенно сдерживают.
http://www.rg.ru/2012/10/11/reg-ufo/evroregion.html