Севастопольский вальс

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Севастопольский вальс » Военная история » Тайна корабельного стола


Тайна корабельного стола

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Эта история началась с необычной находки. Во время недавнего  дальнего похода флагмана Черноморского флота ГРКР “Москва”, где командиром гвардии  капитан 1 ранга Сергей Тронев, в одной из кают флагманских специалистов было случайно обнаружено письмо. Письмо-обращение к будущим поколениям гвардейцев, датированное…  20 марта 1987 года.
… и прочая мелочь

А дело было так: один из корабельных офицеров, не рассчитав усилия, слишком резко потянул на себя ящик для канцелярских принадлежностей, сорвав при этом фиксатор. На палубу полетели ручки, карандаши и  прочая мелочь.
http://s002.radikal.ru/i198/1010/22/bcdb8b2c8dc3.jpg

Осмотрев ящик на предмет наличия повреждений, офицер с удивлением обнаружил на днище написанный шариковой ручкой текст следующего содержания (мы приводим его, сохранив стилистику автора):
“Здравствуй, скиталец морей и океанов! С горячим приветом к тебе бывший военнослужащий, а сейчас гражданский человек.

Ты служишь на отличном ракетном крейсере, который за время своего существования выполнял взятые обязательства только на “отлично”. Не опозорил он себя за кордоном. К нашему крейсеру относятся с большим почтением и уважением не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Скептически к нему относятся только агрессоры. При первом походе в Атлантику за крейсером следили более 40 кораблей агрессора. Начиная от катеров и заканчивая атомным авианосцем “Эйзенхауэр”.

Так что тебе выпало огромное счастье служить Советской Родине на передовом корабле Военно-Морского Флота. Изучи биографию кораблей под этим названием “Слава”, и ты сам убедишься, какая честь выпала тебе. Так что я призываю: служи так, чтобы не опозорить родной корабль, чтобы служить Родине верой и правдой. Постоянно повышай боевые навыки, борись за правое дело Октября”.

“К сожалению,  моряк не подписался под этим посланием полностью, ­– рассказывает заместитель командира корабля по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Сергей Соломаха. – Известны первый инициал его имени и три первые буквы фамилии (Н. Мар…). Предположительно, он служил в БЧ-4. Поскольку приборка каюты № 28 уже много лет закреплена за личным составом этой боевой части. Уверен, что так было и тогда, когда наш крейсер назывался “Слава” и не был еще гвардейским. Впервые это письмо было прочитано 23 июня 2010 года, когда корабль находился на Дальнем Востоке  у причала поселка Фокино. Шла активная подготовка к предстоящему учению “Восток – 2010”.
“Нам есть что сказать!”

Эта находка вызвала живой и неподдельный интерес у всего экипажа и сама по себе навела на мысль о  достойном ответе со стороны нынешних гвардейцев. Такие письма читаешь не каждый день. Тем более, если они идут к адресату десятилетия. Уже само место его обнаружения говорит о том, что письмо не писалось не по чьей-то указке, а было продиктовано велением сердца и состоянием души”.
Напомним нашим читателям о том, каким было то время. В 1987 году Советский Союз находится на пике перестроечного процесса. Ракетный крейсер “Слава” -  в апогее своей боевой готовности и славы. В 1986-м экипаж по итогам боевой службы награжден переходящим Красным Знаменем Военного Совета 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР в Средиземном море. По итогам смотра-конкурса стал лучшим кораблем по морской культуре Черноморского флота и был награжден переходящим Вымпелом Военного Совета.
В 1986 году “Славой” пройдено 16030 морских миль. Четыре боевых части завоевали право называться отличными. На корабле – 27 отличников боевой и политической подготовки, 26 мастеров военного дела, 150 специалистов 1 класса, 106 специалистов 2 класса, 416 значкистов военно-спортивного комплекса. По итогам боевой и политической подготовки крейсер получил оценку “отлично”. В период с 9 января по 5 февраля 1987 года корабль отрабатывал курсовые задачи К-1 и К-2, выполнение последней зачтено с  оценкой “отлично”.

Необходимо отметить, что в день написания упомянутого выше письма на корабле произошло событие исключительной важности. 20 марта 1987 года крейсер посетил с целью проверки партийно-политической работы первый заместитель начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР адмирал Анатолий Сорокин.
Теперь становится понятно, на какой патриотической волне были написаны эти строки, и что побудило двадцатилетнего парня взяться за перо. С позиции сегодняшнего времени это кажется невероятным. Столь яркое и искренне выражение своей активной гражданской позиции неожиданно, но, безусловно, достойно уважения.

Такого же мнения придерживаются командир ГРКР “Москва” гвардии капитан 1 ранга Сергей Тронев, его заместитель по воспитательной работе гвардии капитан 2 ранга Сергей Соломаха, все офицеры и мичманы и, как оказалось, все без исключения гвардейцы, проходящие службу по призыву.

А дальше было вот что: письмо их прошлого было озвучено всему экипажу. В ходе тематического утренника “Традиции флота храним и преумножаем” возникла идея организовать переписку поколений, ответить отправителю. На этот призыв гвардейцы откликнулись с энтузиазмом. Среди них –  гвардии старший матрос Андрей Ямсков, гвардии матросы Иван Тимохин, братья Сергей и Андрей Аболонские, Алексей Суслин, Олег Чинаров, Евгений Поляков, Иван Гришаев, Трифон Ригин.

Процитируем некоторые из писем.

“…Твое письмо привлекло внимание всего экипажа, а ящик стола, на днище которого ты его написал, теперь хранится в каюте боевой славы нашего крейсера! И мы не могли остаться равнодушными и не написать тебе ответ. Со времени твоего увольнения в запас прошло 23 года! В истории нашей страны и нашего крейсера произошли глобальные события. Начнем с того, что Советского Союза больше нет, а наша страна теперь называется Российской Федерацией. Да и корабль, на котором ты служил, теперь носит имя не “Слава”, а гвардейский ракетный крейсер “Москва”. Несмотря на все изменения, наш корабль продолжает выполнять поставленные задачи на “отлично” в любых условиях и во всех уголках земного шара. Мы абсолютно с тобой согласны в том, что крейсер является передовым кораблем ВМФ России. С полной ответственностью заявляем, что моряки-черноморцы остаются верными флотским традициям и прилагают все усилия для совершенствования своего  мастерства и приумножения  боевых заслуг нашего славного крейсера”.

Эти строки написали братья Аболонские. “Для меня это письмо, – говорит Андрей, – стало очень важным. Я уже не один год интересуюсь историей, состою в волгоградском военно-историческом клубе “Пехотинец”, где занимаюсь военной реконструкцией. Это письмо ведь тоже является историческим документом и характеризует свое время.

Меня больше всего впечатлило то, с каким чувством гордости оно написано. Хочу сказать о том, что он не напрасно его писал: мы все его прочитали.  Я и мой брат тоже хотели бы оставить след в биографии нашего корабля”.

А вот что ответил гвардии старший матрос Андрей Ямсков: “Я обычный матрос, но готов поклясться, что горжусь службой на этом корабле. За время службы о многом подумал, многое понял, мир посмотрел, научился не падать духом в любых ситуации, даже таких, в которых на “гражданке” опустились бы руки, повзрослел и осознал, что только мы сможем защищать свою Родины и никто другой за нас не сделает ее лучше. Скоро домой. Я уеду и буду надеяться, что мой последователь будет с гордостью нести знамя гвардейцев”.

Получается, что письмо стало не только ответом неизвестному автору, но и поводом к написанию обращений к будущим поколениям моряков-гвардейцев. Эстафета продолжилась: из прошлого в настоящее, из настоящего – в будущее.

Гвардии матрос Олег Чинаров: “Обращаясь к своему предшественнику, я, прежде всего, хотел заверить его в том, что есть понятия, над которыми не властны ни время, ни обстоятельства. Мы также служим и продолжаем любить нашу Родину. Ничто не утрачено ­– ни традиции, ни вера в нашу страну и ее Черноморский флот”.

Обращаясь к будущему поколению моряков, гвардии матрос Трифон Ригин написал: “Хочу пожелать относиться к службе и кораблю ответственно. Надеюсь, что после службы на ГРКР “Москва”, вы обязательно будете к чему-нибудь стремиться, а не прожигать свою жизнь, станете людьми, которые по настоящему будут способны изменить к лучшему жизнь страны. Желаю быть патриотом нашей Родины и верить в себя”.

Добавим, что письмо из прошлого и те, что были написаны сегодня были опубликованы в стенной печати крейсера и стали частью экспозиции комнаты боевой славы “Москвы”.

По словам гвардии капитана 2 ранга Сергея Соломахи, этот случай стал поводом для размышления о будущем России и ее Военно-Морского Флота. “Если еще несколько лет назад были сомнения, – говорит Сергей Алексеевич, – то сегодня я могу с уверенностью сказать, что через десять – пятнадцать лет нам будет кому передать Россию. У нынешней молодежи чувствуется государственный подход, а национальная идея в их сознании приобрела реальные очертания”.

В поисках автора

Однако на этом история с письмом для нас не закончилась. И  какой журналист откажется от столь заманчивой перспективой – довести дело до логического завершения. Вот почему прямо после посещения ГРКР “Москва” мы отправились в… архив Черноморского флота. Наша необычная просьба отыскать по столь обрывочным и неполным данным автора письма застала начальника флотского архива Бориса Третьяка буквально врасплох. Однако (отметим, к его чести) он не ответил отказом. Хотя и заявил о том, что мы требуем невозможного: это же сколько бумаг и архивных документов необходимо “перелопатить”, чтобы отыскать того, о ком фактически ничего точно не известно. Инициал имени и первые буквы фамилии, а все остальное с пометками “возможно”, “вероятно”, “скорее всего”…

Мы надеемся, что эта история будет иметь продолжение.
источник

0

2

Тайна корабельного стола - продолжение: Письмо из прошлого прочел командир из прошлого
Необычная история получила продолжение! Мы уже публиковали статью о том, как во время недавнего  дальнего похода флагмана Черноморского флота ГРКР “Москва”, командиром гвардии  капитан 1 ранга Сергеем Троневым, в одной из кают флагманских специалистов было случайно обнаружено письмо. Письмо-обращение к будущим поколениям гвардейцев, датированное…  20 марта 1987 года. На этот раз это письмо из прошлого прочел тогдашний командир корабля.

Дорогие боевые друзья!

Совершенно случайно в Интернете прочитал статью «Тайна корабельного стола: письмо из прошлого» от 17.10.2010г. У меня эта статья вызвала особый интерес, потому что с 1984 по 1988 годы я командовал РКР «Слава» и все, о чем пишется в статье, было нашей сложной и напряженной службой. РКР «Слава» в те годы нес исключительно интенсивную боевую службу, выполнял многочисленные задачи боевой подготовки, шло активное освоение новой боевой техники и оружия. Ежемесячно ГК ВМФ докладывал МО СССР о ходе освоения крейсера. И мне особенно приятно было прочитать это письмо. Хочу действительно подтвердить, что уровень отработки и подготовки экипажа в те годы был очень высоким и крейсер мог выполнять любые боевые задачи. 10 января 1986 года «Слава» экстренно по тревоге вышел в Средиземное море в районе Ливии и 37 суток непрерывно на ходу осуществлял слежение за двумя авианосными ударными группами. В феврале 1986 года мы вернулись в Севастополь, я принимал участие, в качестве делегата, в работе 27 съезда КПСС, а затем в мае 1986г. мы снова вышли в Средиземное море и вернулись в феврале 1987г.
В ноябре 1986г., перед визитом в п. Пирей (Греция), мы заходили на несколько дней в Севастополь для замены крылатых ракет. В апреле 1987г. мы выходили на учения пятой эскадры ВМФ в Средиземное море с Главнокомандующим ВМФ СССР  адмиралом флота В.М. Чернавиным. В этом походе на борту РКР «Слава» находились ВПУ ГШ ВМФ, ВПУ КЧФ, штаб пятой эскадры, штаб 150 ОБРК. Во время плавания по личному указанию ГК ВМФ В.М. Чернавина крейсер был подвергнут всесторонней проверке, которую проводили его заместители. В итоге проверки крейсер получил высокую оценку фактического состояния боевой готовности.
Командовал БЧ-4 в то время капитан 3 ранга Борис Галымович Байшуканов. В 1992г. он по приглашению МО Казахстана уехал из Севастополя в Алма-Ату для службы в создаваемом ВМФ Казахстана. О дальнейшей судьбе Б.Г. Байшуканова я ничего не знаю. Каюта №28 была в его ведении. Хочу отметить, что я всегда гордился нашим экипажем, нас называли «Славяне» и даже по выражению глаз и лиц безошибочно узнавали «Славян». Моряки дорожили службой на корабле, и до сих пор я поддерживаю связи с офицерами, мичманами и матросами. «Слава» был замечательным крейсером. И слова на ящике стола это ярко подтверждают. Значит, наш труд, тяжелый и самоотверженный, спустя 23 года получил вот такую неожиданную оценку из прошлого. Спасибо автору письма. И хочется поблагодарить Вас за то, что появилась эта статья и на РКР «Москва» с таким вниманием отнеслись к этой находке. Уже четырнадцать лет прошло со дня моего увольнения в запас, но душа моя с Вами, в море, на флоте, ведь этой службе было отдано 33 года моей жизни.
Желаю Вам успешных боевых походов, отличного решения боевых задач и счастливого плавания.

С уважением,
Командир РКР «Слава»
с 1984 по 1988 г.г.
капитан I ранга в отставке
В.А. Крикунов

Передаю две фотографии с адмиралом Сорокиным Алексеем Ивановичем и вице – адмиралом Некрасовым Владленом Петровичем, первое фото на палубе в носовой части, второе – в кают-компании корабля. Фото от 20 марта 1987г.
http://s003.radikal.ru/i202/1104/e8/a8077710bfda.jpg
С адмиралом Сорокиным Алексеем Ивановичем и вице – адмиралом Некрасовым Владленом Петровичем на палубе в носовой части.

http://s009.radikal.ru/i309/1104/9d/d06378ca3196.jpg
В кают-компании корабля. Фото от 20 марта 1987г.
http://sevpatriot.ru/stati/pismo-1987

0


Вы здесь » Севастопольский вальс » Военная история » Тайна корабельного стола